вторник, 28 мая 2013 г.

Православный листок № 221


Полный реализм не достижим
Точек зрения – много
Чем человек моложе, тем тверже он убежден в том, что его взгляд на вещи – единственно верный и останется таким всегда. Почему? Потому что, проходя через испытания жизни, человек постоянно открывает в себе и в жизни что-то новое. Он корректирует свой взгляд на вещи, но очередное испытание показывает ему, что он все еще не достиг полного, единственно верного понимания вещей. И если человек мудр, внимателен, он говорит вслед за Сократом: «Единственное, что я знаю, это то, что ничего не знаю». В смысле: я точно знаю только то, что мое восприятие вещей не вполне верно.
При этом, конечно, восприятие реальности таким человеком гораздо более объективно, чем восприятие юноши, убежденного в том, что он все познал. Осмысление пройденных испытаний пошло этому взрослому человеку на пользу.

Я вовсе не хочу сказать, что любой взрослый смотрит на вещи более трезво, чем любой юноша. Нет, человек может, и, проходя испытания, удерживаться за якорь иллюзий. Главная мысль сказанного заключается в том, что существуют менее объективные точки зрения на все, и есть более объективные, которые, однако, только приближаются к абсолютной истине.
Образно это можно представить так. Живет пьяница, все видит через призму своего алкоголизма. Ему кажется, что жизнь заключается только в том, чтобы искать выпивку, напиваться, шуметь с собутыльниками, ругаться и драться, просыпаться, мучаясь от похмелья. Потом он решает бросить пить, чтобы жить лучше и быть хозяином своей жизни.
Бросив пить и начав трудиться, он открывает в своей жизни много нового. Усталость труда, радость добрых дел, красоту природы, свои слабости и таланты… Но отрезвление происходит медленно. Во-первых, потому, что яд выводится из организма постепенно, и психика сильно повреждена. Во-вторых, потому, что время от времени он срывается и снова начинает выпивать. Тем не менее, он борется, и с течением времени смотрит на жизнь все более и более трезво…
Образ второй. Человек живет в овраге и не видит ничего, кроме полоски неба и стен этого оврага. Однажды он решает узнать, какой он на самом деле – этот мир. Он выбирается из оврага и оказывается в долине. Ему это нравится. Он ходит по этой долине, изучает ее, но видит только поля, леса и озера, которые рядом. Тогда он решает взобраться на высокую гору, чтобы видеть больше. Подниматься на гору не так легко. Зато по мере подъема человеку открываются все новые горизонты, человек видит долины и реки, холмы и города, представление о мире становится все более точным и целостным. Но гора – бесконечной высоты. Где-то там, на вершине, открывается полное видение и понимание мира. Путь к вершине бесконечен, а земная жизнь человека – коротка.
Задайте себе вопрос: где вы находитесь в этих примерах? Это простейший тест.
Если вам кажется, что вы абсолютно трезвы и на самой вершине горы, вполне вероятно, что вы горький пьяница и живете в овраге или даже в норе.
Если Вам кажется, что вы пьете умеренно и живете в долине, возможно, так оно и есть.
Если вы допускаете возможность того, что вы пьяница и живете в овраге, возможно, вы уже не пьете и карабкаетесь вверх по горе.
Ценность реализма
Может возникнуть вопрос, а зачем это нужно – быть реалистом. Можно ведь неплохо прожить и в овраге. Можно пьянствовать всю жизнь и в отдельные моменты чувствовать себя почти счастливым. Зачем ограничивать себя в выпивке? Зачем лезть на гору?
Действительно, можно было бы спокойно прожить жизнь  и в овраге. Если бы жизнь была статична. Но жизнь – это не статичное пребывание в тепличных условиях. Жизнь – это череда испытаний. Она специально устроена так, чтобы каждый из нас имел возможность расти, творчески применять заложенные в нас способности. Жизнь – это война, от которой не удастся «откосить». И если представить жизнь как войну, то человек, далекий от реализма, – это солдат, который играет накачанными мускулами, прекрасно экипирован и вооружен, но глаза которого плотно завязаны.
А реалист – это такой же солдат, только зрячий, с хорошим биноклем и точной картой местности, на которой обозначено расположение своих войск и войск противника.
Думаю, не нужно объяснять, сколько шансов уцелеть на войне у первого солдата. А у второго – все шансы выжить и победить.
Но, возможно, вы уже устали от аллегорий. Что ж, приведем примеры из реальной жизни. Примеры того, какие раны на войне получают солдаты с завязанными глазами. Таких примеров у нас на сайтах «Пережить.ру» и «Победишь.ру» – тысячи. Это примеры банальные, они повторятся в миллионах современных жизней.
Пример первый. Юная девушка, как ей кажется, влюбилась в юношу, и некоторое время они были близки (физически, не духовно). Но вскоре он ее бросил, и она погрузилась в депрессию, потеряла интерес к жизни.
Многочисленные иллюзии девушки были причиной ее страданий. Девушка не знала, что такое настоящая любовь, не знала, зачем беречь себя, не знала, что ей нужно, и что нужно на самом деле ему. Боль расставания была тысячекратно усилена ложными мыслями: «Он самый хороший», «Я больше никого так не полюблю», «Жизнь больше не имеет смысла» и т.д.
Если ей теперь удастся посмотреть на вещи трезво, она быстро и с пользой переживет расставание. Если бы ей удалось посмотреть трезво на вещи раньше, она и не попала бы в такую ситуацию.
Пример второй. У молодой женщины умер отец. Ее страдания длятся уже больше года, она никак не может примириться с утратой.
Смерть близкого человека – тяжелое испытание в любом случае. Но степень страданий многократно усиливается иллюзиями:
– человек забывает, что все смертны,
– человек не знает сведений науки о том, что такое сознание, что оно не умирает вместе с гибелью мозга,
– человек в чем-то винит себя, не понимая того, что каждый уходит вовремя, и случайностей не бывает,
– человек не знает о том, что остались возможности общения с ушедшим и помощи ему.
Пример третий. Молодой человек вырос в небогатой и не очень счастливой семье. Он думал, что они несчастны потому, что бедны. И он решил стать богатым любой ценой. Не так важно, стал он предпринимателем, чиновником или бандитом. И не так важно, как именно он кончил – убили его или он разбился в автокатастрофе. Важно то, что он так и не стал счастливым. Думать ему приходилось только о деньгах. «Дружить» только ради денег. И женщин он интересовал только из-за них. Ему не удалось создать прочную семью. Он пил и изменял своим женам. И его сын был так же несчастен, как и он.
А все из-за того, что ему не открылось подлинное понимание счастья и смысла человеческой жизни. Он слишком поздно осознал: его детство было несчастным не из-за бедности, а из-за того, что его родители не умели любить, и поэтому отец бросил их. И ему, чтобы стать счастливым и дать счастье своим детям, нужно было не столько делать деньги, сколько делать себя, и прежде всего – учиться любить.
Наша группа сайтов – это самая большая и самая успешная семья антикризисных сайтов в русскоязычном Интернет-пространстве. Здесь помогают людям в самых острых кризисных ситуациях – расставания, смерти близкого человека, переживании насилия, депрессии, вызванной обращением к магии, и разнообразных проблем, приводящих к мыслям о суициде. Тысячи людей получают помощь каждый день. И мы видим, что им помогает. Мы пришли к ясному пониманию того, что более всего им помогает трезвый взгляд на ситуацию. А степень тяжести их страданий определяется удаленностью от трезвого, реального понимания вещей.
Выводы из сказанного такие. Кто согласен мучаться всю жизнь, постоянно натыкаться на стены в своих путях – тот может продолжать считать себя реалистом.
Кто хочет быть успешным, идти по жизни с открытыми глазами, управлять собой и ситуацией – должен сознательно стремиться бороться с иллюзиями и заботиться о трезвости, реализме своего мировосприятия.
Как научиться реализму
Реализм – это не что-то искусственное. Реализм – это нормальное состояние человека. Но это нормальное состояние утрачено нами в той или иной степени. Поэтому учиться реализму – это не то же самое, что накачивать гигантские, неестественные мускулы. Учиться реализму – это то же, что промывать себе глаза или снимать фиолетовые очки. В общем, избавляться от чего-то, что мешает нам видеть вещи такими, какие они есть.
Что же это за вещи, что за фиолетовые очки, которые мешают нам видеть все краски мира?
Искажающих факторов два:
1. Ложная мысль.
2. Привычка, выросшая из ложной мысли.
Причем эти факторы тесно связаны между собой. Вот как работает эта связка.
Мы принимаем ложную мысль. От родителей, знакомых или из СМИ. Например, мысль о том, что чем больше половых партнеров, тем лучше. Приняв эту мысль, человек начинает жить по ней, меняя одного партнера за другим. Беспорядочная половая жизнь становится его привычкой.
А привычка, в свою очередь, защищает исходную мысль от посягательства на нее трезвых мыслей. Например, приходят трезвые мысли:
– о вреде такой привычки для здоровья,
– о вреде для тех людей, кого ты развращаешь и бросаешь,
– о потраченном впустую времени.
Но человек отвергает эти мысли как ложные. Почему? Потому что, если он примет эти трезвые мысли, ему придется порвать с этой привычкой. А порвать с привычкой, даже если она не в радость, трудно. Ведь любая привычка – это своего рода рабство.
Чтобы защитить свою привычку от указанных трех верных мыслей, человек придумывает три самооправдания, которые тоже являются ложными мыслями:
– беспорядочная половая жизнь полезна для здоровья,
– все люди – бессердечные развратники, поэтому мои развлечения с ними не причиняют им вреда,
– беспорядочная половая жизнь – это самое интересное времяпрепровождение, гораздо более толковое и счастливое, чем семейная жизнь.
Если человек писатель или журналист, он, чтобы оправдать себя не только перед собой, но и перед всем миром, пишет соответствующие книги, делает передачи в защиту иллюзий, в которых он запутался.
Получается порочный круг: ложные мысли подпитывают дурные привычки, а дурные привычки умножают ложные мысли. И чем дальше – тем дальше от реализма и тем больше дурных привычек.
Именно поэтому стать реалистом так трудно. Если бы становление реалистом заключалось только в замене ложной информации на правильную, то стать реалистом было бы легко и просто. Но в действительности, чтобы стать реалистом, нужно не только избегать источников ложной информации, но и победить свои плохие привычки. Эти привычки – как лежащие в овраге тяжелые камни, к которым мы прикованы цепями. Пока не освободимся от них – даже из оврага не вылезем. По мере освобождения, будем продвигаться все дальше, подниматься на гору все выше.
Вредные привычки – это не только пьянство и курение. На самом деле, вся наша жизнь состоит из привычек. Очень редко мы действуем по свободному и разумному выбору. Почти всегда мы действуем по шаблону.
Как определить, какие из наших шаблонов-привычек добрые, а какие – дурные? На основе советов из журналов и ТВ не определишь никогда, потому что не знаешь, в каких дурных привычках запутался человек, который там говорит или пишет. Верное мерило только одно – наша совесть. Именно для этого она нам и дана.
Если совесть молчит, – это потому, что мы до сих пор не слушаем ее. Начнем слушать – она будет для нас все более и более точным компасом в нашем движении.
Борьба с дурными привычками – это целое искусство, не менее сложное и красивое, чем, скажем, фехтование. Есть много основательных материалов на тему борьбы с привычками.
Подведем итоги нашего разговора. Чтобы стать реалистом, нужно победишь свои дурные привычки, не только большие, но и малые. Малая привычка – это семя, быстро вырастающее в большое дерево.
И второе – нужно беречь свое сознание от внедрения ложных мыслей. Желательно по возможности отказаться от телевидения и желтой прессы, ввиду крайне низкого содержания объективной информации в этой «руде», избирательно пользоваться Интернетом и читать хорошие книги. Круг общения тоже необходимо оздоравливать, больше общаясь с реалистами и меньше – с несчастными рабами дурных привычек.
Трудно?
Но ведь речь о компасе вашей жизни, о вашей возможности быть победителем, счастливым человеком. Настоящие победы и настоящее счастье не достаются ленивым.

Дмитрий Семеник
© Realisti.ru












Ответственный за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94

Комментариев нет:

Отправить комментарий