Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?
Царствие Небесное. Что это и где? В философских и
религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие
вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. При
этом Господь упоминает пятьдесят
пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие
Божие … А в Евангелии каждое слово на вес золота.
Если внимательно вчитаться
в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием,
становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни.
Иудеи жаждали Царства, бредили Царем — но только не таким, каким оказался
Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества
лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его
проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена —
словам, и какая — делам. Достаточно вспомнить, как после слов
о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном
условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят.
И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику»
и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди — Христос
поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли
и вы — уйти?»...
Учение о Царстве
Небесном — ключевое для всего евангельского повествования. С точки
зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная
с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет
утверждать Свое Богосыновство — и тем самым превращать этот
«непонятный вымысел» в Божественное Откровение — должен быть убит, и убит
позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться
разрушить то, что — как считали ветхозаветные иудеи — веками
сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой,
кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое — Царство? Саул,
Давид, Соломон — все они были вписаны в историю еврейского народа не
только как святые и пророки, но и как строители того самого царства,
по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк
и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!
Христовы вопрошатели —
евреи — люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что
касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной
среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева
Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность
к быстрому рассудочному реагированию. И когда читаешь, как они
слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе
буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это
Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно
сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?...»
А Ответ — был у них перед
глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных... Только потом, уже после
Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего
изумления — как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами,
осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается
в сознание даже Его ближайших учеников — видевших Его Воскресшим. Что
же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего
проповедника так, краем глаза, вскользь — много тут ходит всяких...
Вертикаль или горизонталь?
Когда мы говорим о Царстве
Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая
подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно
духовное или как минимум — неземное или загробное. Однако
в евангельских текстах «Небо» — синоним имени Божия, и,
соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на
Земле — и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога
в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради
которой всё остальное с легкостью продается и забывается. Царство
Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного
Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие
наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь,
Господин — и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать.
Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное
появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога —
встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.
Царство Небесное — не пища
и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё
это — горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства
может появиться новая реальность — вертикаль, которая выстраивается только
между Богом и человеком. Царство Божие уже здесь, среди вас — говорит
Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не
понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего
искать это Царство ни во времени, ни в пространстве — оно постоянно
рядом.
Но Христос — кроток
и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин,
а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что
те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда —
такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его
учение о Царстве. И при этом — постоянный акцент: «Да, Я —
Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое
Царство — другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы,
а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного
лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог — не
мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!»
Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно
посмотреть вокруг — кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие?
Воры и взяточники? Да какая разница — все равно взгляд скользит по
накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен.
Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так:
какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей
правителя ни поставь — сути наших проблем это не решит: ведь наш главный
враг не где-то снаружи, он — внутри; точнее — мы и есть сами
себе враги номер один.
С чего
начинается Царство?
Царство Божие — Царство
Небесное — наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя
и Господа: и для христиан это вхождение в Царство
непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве
Крещения. Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» —
готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю
и Богу!» Поэтому крещение — не просто некий «очистительный» ритуал,
а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом
и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его
Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю
и Богу. Отныне человек уже не одинок: он — на службе, он — «при
деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему
Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только
об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней
«да приидет Царствие Твое»: его молитва — не только о том, чтобы этих
точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его
верных подданных было всё больше и больше. Наша надежда
и ожидание — увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды
исчезнут, мертвые восстанут — закончится эта долгая, такая бесконечно
долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова
Царствия.
Однако к этому дню надо
готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит
Его и там», — говорил прп. Варсонофий Оптинский.
Царство Мое — не от мира сего, — говорит Христос. И Его
последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни,
кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой
стороны, Царство, которым они и живут, — Христово Царство — не
от мира сего. Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни
в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам —
в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика,
наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха
и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает
христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием,
оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами
отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.
О чем
тоскует наше сердце
Вход в Царство Небесное
открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на
Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою
«профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной
стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь
как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при
этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом
и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который
и животворит это Тело, — Святому Духу.
И чтобы попасть в это Царство,
не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе
и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле —
и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию,
исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно
всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту
Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым
свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь
и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть
невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь
неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки»,
светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной
исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же
светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света
всегда был один — Христос.
Это живое присутствие Христа не
только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для
апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул
утверждать: Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть
не Христов! (Рим 8:9). Сам Христос — и есть Царство Небесное,
и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах,
примерах — Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по
Христу, жизнь в Нем — это совсем не абстракция, а реальнейшая
реальность для церковного человека.
Причем не на уровне чувств или
ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела
оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит
в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что
происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это
резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными
и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею
в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной
для чистых сердцем и открытых Богу душ. Здесь, в храме — Его
территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными
Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего
удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма,
человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех
сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной,
желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.
Рай или
Христос?
Христианин — это не тот, кто
живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего
во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни.
Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей
и поэтому мало что значащей жизни — на самом деле бесценны.
А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души
в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от
себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия
и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош»
и «лицемеров». Не став подданным Царства Божия здесь, на земле —
слишком мало шансов попасть в него после смерти. Искать Христа, Его
близости, Его ощутимого присутствия — причем не только в храме
и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни — не такая уж
сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их.
А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить
и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал,
желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом
сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство —
Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично».
Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот. И Его
Царство — как его ни назови — Божие или Небесное — уже здесь, на
земле, с нами, среди нас. Если только сами мы — в своем сердце,
в мыслях, словах и поступках — со Христом.
Великанов Павел, протоиерей foma.ru
Ответственный за выпуск диакон Виктор
Александров Тел.5-78-94
Комментариев нет:
Отправить комментарий