суббота, 4 мая 2013 г.

Православный листок № 218



«Жизнь, как Ты умираешь? И как во гробе обитаешь, но царство смерти разрушаешь и из ада мертвых воскрешаешь?» «Содрогнулся ад, видя Тебя, Спаситель, Жизни Подателя, расхищающего его богатство и от века умерших воскрешающего» «Страшный ад затрепетал, когда увидел Тебя, Бессмертное Солнце славы, и отпускал узников поспешно» (из похвал утрени Великой Субботы).
Многим представления об аде поневоле ближе, чем о рае. Ад был живописан во многих подробностях (взять, к примеру, Данте), тогда как рай — скорее весьма редкими и скудными словами. Здесь мы стоим перед следующим парадоксом: ада нет, поскольку Бог его не творил, но в то же время он вполне реален, поскольку сами люди его творят! И своими грехами (ненавистью, обидами, злостью, суетой, равнодушием и бесчувствием), и своими страхами (а тут уже вступает в силу воображение каждого и лепка Бога по образу и подобию грешных и капризных людей, сильных мира сего).
В таком случае люди сами и попадают в тот ад, который себе же создали. Но Бог с этим адом не имеет ничего общего! Иисус победил этот ад, пройдя Сам через него. И в этом – главное содержание всего Евангелия как РАДОСТНОЙ ВЕСТИ! Как поётся в воскресном тропаре в Великую Субботу: «Егда снисшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества». И «ад, стеня, вопиет…».

«Ныне всё исполнилось света, и небо, и земля, и преисподняя: да празднует же всё творение восстание Христово, в котором утверждается», — слышим мы в первые минуты после ночного пасхального крестного хода.
А немного позже, в ту же пасхальную ночь, читается пролог Евангелия от Иоанна («В начале было Слово… И Слово было Бог… И Слово стало плотию и обитало с нами»). Но с не меньшим успехом здесь можно заменить «Слово» на «Любовь», согласно тому же апостолу-евангелисту, пишущему, что «Бог есть любовь» (см. 1 Ин. 4: 8, 16).
Только любовь здесь далеко не в простом психологическом смысле (хотя мы прежде всего судим о любви психологически, это неизбежно), а в гораздо более глубоком плане — как основа всего мироздания, как его принцип, при котором этот мир поддерживается и животворится, и это всеми нами воспринимается как должное (дождь освежает землю и проливается на всех праведных и неправедных, солнце сияет всем без различия и т.д.).
Эта любовь стала плотью, а потом подверглась многим тяготам земной жизни, вплоть до поругания и распятия. Что показало тогда, да и после было показано бесчисленное множество раз, что любовь в нашем мире, склонном более ко злу, бывает уязвимой и хрупкой, а иногда и просто попранной. И ей негде найти свое пристанище, негде приклонить голову (см. Мф. 8, 20). Как это было с первых же минут жизни Спасителя и до самых последних её минут, когда Иисус уже только на кресте, «преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30).
Тем не менее, именно эта любовь только и способна побеждать в долгосрочной перспективе, с точки зрения вечности. Всё в этом мире рано или поздно либо сгинет в небытие, либо изменится, преобразится в воскресении, но только одна любовь, которая, по слову ап. Павла, долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не ведет счет злу, радуется об истине (см. 1 Кор. 13), – только она одна пребудет вовеки. Результаты этой победы приходят отнюдь не сразу, и совсем уж не приметным образом (см. Лк. 17, 21).
Многие поневоле соблазняются явным бездействием Бога, ожидая от Него каких-то немедленных результатов вмешательства. Но разве Его сила не совершается как раз в такой немощи?
Тем более что люди, созданные по Его образу и подобию, сами призваны к творческой активности, в первую очередь в делах любви, — Бог вручил этот мир всем нам. От удельного веса людей доброй воли зависит здесь и сейчас очень многое: сообща творить благо и быть в этом солидарными куда легче, чем биться в этом в одиночку. А в одиночку любовь приводит разве что на Голгофу! Как и случилось с Богом-Словом воплотившимся.
Эта любовь, тем не менее, делает свое дело через людей доброй воли непрерывно. Но ее действие сродни росту мягкой травинки через асфальт. Как эта хрупкая травинка пробивает толщу этой человеческой жестокости, толстокожия? Это непостижимо. Это есть та самая Жизнь, которая побеждает и животворит подчас там, где этого не ждёшь.
Но в то же время так важно помогать этой Жизни, этой Любви утверждаться полнее со стороны каждого, живущего в этом мире! В этом и есть соработничество Слову, к которому все призваны. В этом, кстати, и состоит приближение Царства Бога, о которым христиане постоянно молятся: «Да приидет Царствие Твое!..»
Иисус говорил: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин. 6, 39). Каждой весной после долгого периода небесной серости или земной окаменелой наледи мы предчувствуем это воскресение в пробуждении природы, как об этом свидетельствовали еще древние христианские писатели. Тертуллиан, например, писал в своем сочинении.
«О воскресении плоти»: «Возвращаются зима и лето, весна и осень со своими силами, свойствами и плодами. Конечно, земля повинуется небу: одевает деревья после листопада, вновь окрашивает цветы, выращивает травы, производит те семена, которые приняты землею, и не прежде, чем они приняты. Удивительное дело! Из губительницы земля делается хранительницей; она похищает, чтобы возвратить, губит, чтобы сохранить, вредит, чтобы восстановить, истощает, чтобы приумножить. И действительно, она возвращает плодороднейшим и обильнейшим то, что уничтожила, обращает убыток в прибыль, отнятое — в излишек, утрату — в выгоду… Итак, весь этот порядок круговращения свидетельствует о воскресении мертвых. Бог запечатлел его в Своих делах прежде, чем в Своем Писании, проповедовал его могуществом прежде, чем Словом».
Об этом же и дальнейшие пасхальные песнопения, по прошествии первой Светлой седмицы: «Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего. Того воспоим, яко прославися».
Сегодня для душ весна, ибо Христос из гроба, как солнце, воссияв на третий день, мрачную зиму греха нашего прогнал. Его воспоем, ибо Он прославился
(Канон недели Фоминой).
Вечную весну Воскресения в жизни будущего века мы пока только предвкушаем в ежегодном весеннем пасхальном ликовании.
Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго!                                                                      
pravmir.ru        

Ответственный за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94