Троица
Когда входишь в зал
древнерусской иконописи Третьяковской галереи, понимаешь, что оказался в
каком-то ином мире. И дело вовсе не в том, что эти иконы не похожи на обычную
живопись: здесь иной язык, обилие непонятных символов. Находясь у иконы, ощущаешь,
что древний мастер старался передать своей кистью то, что невозможно порой
выразить словом...
Перед
иконой Святой Троицы письма Андрея Рублева можно стоять часами. Разве эта
икона, с неземной гармонией цветов и линий, глубоким внутренним покоем ангельских
ликов, не шедевр изобразительного искусства?... Но почему именно этому
изображению было суждено стать выразителем православного учения?
Очевидно,
здесь дело не только в непревзойденном мастерстве кисти художника. Разве мало в
мире шедевров? Иконописец удивительным образом смог прикоснуться к глубокой
тайне — тайне Бога, Троичного в Лицах и Единого по своей Божественной Сущности,
тайне, которая так и остается для человеческого ума непостижимой...
Еще
задолго до появления христианства человечество знало о Боге многое. Несмотря на
всю пестроту религиозных идей, о Боге большинство верований говорили очень
похоже. Он — Абсолют, Который бесконечно силен, властен, премудр, справедлив,
невещественен; может быть, даже и добр. Но христианское благовестие сказало о
Боге такое, чего не мог ожидать никто: Бог Один, но Он — не одинок! Он есть
Троица: Отец, Сын и Святой Дух, при этом каждый из Божественных Лиц является во
всей полноте Богом! Но не три бога в Троице — нет, отличия Лиц не разделяют
одной и той же Божественной Сущности: здесь Три есть Одно, а Одно равняется
Трем! Провозглашенная христианством истина Бога Троицы оказалась раскрытием еще
одной неведомой дотоле истины — Бог есть Любовь! Святая Троица — это тайна
Божественной любви; и эта Божественная любовь является одновременно и
торжеством, и ликованием, и крестным состраданием со своим творением. Центр
этой тайны по отношению к нам — распятая любовь. Бог — не одинокая единица, но
единство; Бог — не просто личный, но — межличностный Бог: Он диалогичен; внутри
Него совершается вневременный диалог бесконечной и неоскудевающей любви...
О чем
же ведут беседу Три Божественных Лица, изображенные Рублевым в круге вечности?
Протопоп Аввакум в начале своего «Жития» размышляет над этим Предвечным
Советом. Отец говорит Сыну: «Создадим мир!» и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но
этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его
спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!» — говорит
Сын...
Бога
любой религии можно спросить: а как Ты любишь людей? Что они для Тебя значат?
Ничтожные пылинки среди мириад миров? Мелочные, копошащиеся в земной грязи
недоумки? Но только Бог Троица отвечает: «Цена вашей жизни — Моя смерть... Богу
умереть невозможно — но для того Мой Сын и стал человеком, чтобы Его
собственным человечеством испытать весь ужас и всю трагедию вашего греха — и
преодолев, победить вашу смерть!..».
И если
люди не могут верить в то, что три Лица Святой Троицы составляют одно
Божественное существо, то потому только, что они враждуют друг с другом и
думают, будто всякий человек или вообще всякое живое существо противно другому,
мешает ему. Но ведь случается порой, что враждебное чувство противоположности
уходит, борьба людей отступает. Тогда их сердца наполняются любовью друг к
другу, они радуются своей близости так, что им не тесно, а радостно вместе, как
будто бы у них одна душа, одна жизнь, и как хотелось бы, чтобы так оставалось
вечно!...
Икона
Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, не есть только шедевр
изобразительного искусства. Иконописец смог отразить в ней глубочайшую
христианскую истину: Бог не только есть Вечная Любовь Трех Лиц. Эта любовь
обращена к человеку, она зовет внутрь Предвечного Совета! Именно это выражено в
композиции иконы, при которой смотрящий ощущает себя как бы внутри круга
обращенных к нему Божественных Лиц. Ведь Бог, в которого верят христиане, не
есть Главный Надзиратель, или тем более, Великий Мститель. Он есть Распятая
Любовь, которая смотрит в глаза — и ждет вашего ответа.
Протоиерей Павел Великанов www.mir-slovo.ru
Ответственный
за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94