ЭКО — неоправданный риск? Главный педиатр России о последствиях «зачатия в пробирке»
75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами Согласно мировой статистике ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) существенно увеличивает риск рождения ребенка-инвалида заявил Вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов, сообщает Интерфакс. По мнению Баранова, российское правительство делает ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку технологии экстракорпорального оплодотворения.
«Сейчас мы столкнулись с неожиданными явлениями: появилось
очень много детей «из пробирки». Даже на уровне правительства акушеры
пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы за
счет этого можно решить демографическую
проблему в России. Ничего подобного», —
заявил А.Баранов в понедельник на пресс-конференции в «Интерфакса» в Томске.
По данным главного педиатра России, 75% детей, рожденных в
результате ЭКО, являются инвалидами. «Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы
увеличиваете финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте деньги и
на увеличение детей-инвалидов», — сказал А.Баранов.
По его словам, только в России государство выделило деньги
на внедрение данной технологии. «Везде идет коммерческое осуществление (ЭКО —
«ИФ»)», — подчеркнул он. «Более того, Всемирная организация здравоохранения не
рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права
запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой
технологии. Надо быть честным. Если мы знаем про то, чем это грозит, мы обязаны
информировать», — сказал А.Баранов, добавив, что вред при ЭКО наносится и
здоровью женщин. «Они находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери,
как правило, в возрасте», — отметил вице-президент РАМН.
Риски
По данным американских ученых, у таких детей в два-четыре
раза чаще встречается заячья губа (расщелина верхней губы), дефекты
межпресердной и межжелудочковой перегородки сердца, а также пороки развития
желудочно-кишечного тракта, сообщает журнал Human Reproduction.
Ученые из американских Центров по контролю и профилактике
заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили
распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых
естественным путем либо с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ —
инъекция заранее отобранного жизнеспособного сперматозоида
в яйцеклетку). В исследовании был задействован 281 ребенок «из пробирки»,
и около 14 тысяч детей, зачатых естественным путем. При этом все беременности
были одноплодными.
Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще
рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой
перегородки сердца отмечались у них в 2.1 раза чаще, чем у детей, зачатых
естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития
желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще, атрезия прямой
кишки – в 3,7 раза чаще, сообщили ученые.
Проблемы лишних
эмбрионов и беременности с помощью ЭКО некоторое время назад известный
московский акушер Роман Николаевич Гетманов прокомментировал для журнала
«Нескучный сад»:
Запасные
дети
Роман ГЕТМАНОВ, акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ №
70:
Для проведения экстракорпорального оплодотворения необходимо
иметь некоторый запас эмбрионов: отмечено, что при пересадке нескольких
оплодотворенных яйцеклеток беременность развивается чаще. Несколько эмбрионов
создают гормональную ситуацию, которая способствует беременности. Вот что
говорит по этому поводу Виктория Заева, главврач клиники репродукции «Ма-ма»:
«Если эмбрионы «плохие», мы пересаживаем женщине больше, чем 2-3. Потому что
если эмбрионы «плохого качества», то придется пересаживать по одному эмбриону
5-6 раз, а это практически бесперспективный путь. Эмбриологи утверждают, что
если в матку подсаживается больше одного эмбриона, они каким-то образом
«помогают друг другу. Почему — неизвестно, но это факт. Проводились
соответствующие опыты. Скажем, когда корове подсаживали один эмбрион, он
погибал, а четыре подсаженных эмбриона успешно «помогали» выжить хотя бы
одному».
Но даже если в организм женщины, чтобы впоследствии избежать редукции, помещают два эмбриона, то остальных, если они «получились», куда девать? Их, как правило, замораживают, для того чтобы повторить процедуру ЭКО в случае неудачи, а также, чтобы использовать человеческие эмбрионы в исследовательских целях (официально это делается с согласия «владельцев», т.е. супружеской пары, от которой взяты половые клетки).
Но даже если в организм женщины, чтобы впоследствии избежать редукции, помещают два эмбриона, то остальных, если они «получились», куда девать? Их, как правило, замораживают, для того чтобы повторить процедуру ЭКО в случае неудачи, а также, чтобы использовать человеческие эмбрионы в исследовательских целях (официально это делается с согласия «владельцев», т.е. супружеской пары, от которой взяты половые клетки).
У Православной Церкви есть только один критерий начала новой
жизни — образование одной клетки из двух — мужской и женской, т. е. как только
произошло слияние, тут же происходит и одухотворение, и момент зачатия есть
момент возникновения человеческой души. Поэтому совершенно неправильно
говорить, что в отношении ЭКО у Церкви нет единого мнения. В Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви, принятой соборным решением в 2000 году,
ясно сказано: «нравственно недопустимыми с православной точки зрения
являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие
заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».
Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?
Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?
Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся
таким методом детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой
методики или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном,
собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить судьбу
пациента после применения лечения. Потому что главный критерий применения любой
методики устанавливает время. Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в
1978 году. И мне всегда было любопытно, какие результаты мы можем видеть за эти
30 лет? То, что по телевизору демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО,
меня не убеждает — должна быть официальная статистика по всем детям «из
пробирки», а не выборочная реклама. Необходимы данные о том, какие семьи
создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают
детей и т.п. Я тщательно пытался в течении длительного времени найти именно
медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил,
что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не
опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет
уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы
сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень
большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это
бизнес.
Говорить о том, что ЭКО — это метод лечения, неправильно.
Женщины, которые пошли на ЭКО, имели какую-то причину бесплодия. И в результате ЭКО эта причина никуда не делась, она
осталась. К нам в роддом нередко приезжают рожать женщины после ЭКО. Это я
говорю из своего опыта — у них чаще, чем у женщин, зачавших естественным путем,
встречаются проблемы в родах. Я думаю, это связано с тем, что женщина
навязывает своему организму то, что ему, возможно, совсем не нужно. Я уже не
говорю о том, что процедура стимуляции суперовуляции очень вредна. Бывает, в
результате этой стимуляции наступает так называемый синдром гиперстимуляции
яичников — это страшная вещь, к нам, бывает, обращаются женщины с этим
синдромом. Это когда яичник так увеличивается, что занимает весь малый таз, в
животе скапливается по литру жидкости, женщин нередко приходится оперировать.
Я никоим образом не осуждаю женщин, делающих ЭКО, но мне их
очень жалко. Некоторые делают по 16 попыток ЭКО. Человек возводит свое желание
в абсолют. А какими вырастут их дети? Я, имея опыт более двадцати лет в
гинекологии, могу сказать, что никогда ничего просто так не бывает. Тут, мне
кажется, не лишне вспомнить слова апостола Павла о том, что «все мне
позволительно, но не все полезно».
Часто проблема бесплодия — духовная проблема. Бывает, когда
у женщины собираешь анамнез и задаешь вопрос о количестве половых партнеров, то
многие из них смотрят с удивлением и говорят — а я не помню, сколько их у меня
было… И это типичная ситуация сегодня. Я не хочу говорить про всех, но очень
многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся, нажиты самими женщинами.
Например, непроходимость труб, при которой многие прибегают к ЭКО, возникает,
как правило — а по этому поводу как раз существует официальная статистика —
если у женщины за жизнь было более пяти половых партнеров. За этим почти всегда
следуют хронические воспалительные заболевания придатков и непроходимость труб.
Это, повторюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя
статистика. А еще многие из бесплодных женщин неоднократно делали аборты. А
потом они говорят — мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО. Законы духовной
жизни существуют независимо от того, принимаем мы их или нет. А многие женщины
не хотят слышать про эти законы. И когда священник говорит: опомнитесь, нельзя
хотеть детей любой ценой, то кто-то, вместо того, чтобы задуматься о своей
жизни, обижается и говорит — священник нас не понимает, он всего это не
проходил, он не представляет, как мы хотим сейчас ребенка… Но они думают о
себе, а не о ребенке. Можно очень сильно чего-то добиваться и хотеть, только
что потом?
Из Основ социальной концепции
Русской Православной Церкви
Применение новых биомедицинских методов во многих случаях
позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же
время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения
человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического
здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле
лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано
также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав,
пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система
взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над
заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его
нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к
человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным
склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру
в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем
не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам
испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и
телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни,
Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны
к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия
не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое
жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны
учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К
допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное
оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности
брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного
зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток,
нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская
вторжение в них третьей стороны. Кроме
того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство,
заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является
«плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала
подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у
ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное
материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной,
которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и
морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на
некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой
эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и
младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как
вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя,
которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно
недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности
экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление,
консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании
человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта,
осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских
половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также
лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего
ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне
контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества,
осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой
свободы личности. 30 сентября, 2009
www.pravmir.ru
Ответственный
за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94