суббота, 14 июля 2012 г.

Православный листок № 184.


Как стать волшебником
В детстве есть одна приятная вещь: мы еще не знаем о том, что все хорошее в этой жизни достается трудом. Потом мы становимся взрослыми, понимаем, каких усилий стоит то или иное достижение, и отказываемся от многих мечтаний детства, потому что видим, что они слишком трудно достижимы или вовсе недостижимы.
В том числе мы отказываемся от своей мечты стать волшебником, творить чудеса. Как нам нравилась эта волшебная палочка, при помощи которой можно было достичь всего-всего! Захотел — и сделал. Воплотил любую мечту… Но, становясь взрослыми, мы понимаем — волшебства не бывает…
Но действительно ли не бывает волшебства?
Разговор в этой главе не о магии, а о способности человека добиваться чего угодно. Ну, если не чего угодно, то вещей, которые многим кажутся недостижимыми, удивительными. Способности материализовывать свои мечты, свои идеи.

Хотите верьте, хотите нет, но такое волшебство существует. Я знаю нескольких людей, которые многим кажутся волшебниками. Вначале они рассказывают знакомым о некоей своей идее. Выслушивать идеи и даже планы их воплощения — дело ни для кого не новое. Увы, идей много, но часто ли они переходят в область реального? Знакомые настроены скептически. Когда через некоторое время оказывается, что этот человек воплотил свою идею, большинство думает: «Молодец… Повезло».
Потом этот человек придумывает что-то новое, и знакомые думают: «Ну, уж это вряд ли. Два раза не повезет». Но человек воплощает и эту свою мечту. И следующую тоже… Рано или поздно у всех, кто следил за историей этого человека, возникает мысль, что есть у этого человека какая-то удивительная, необъяснимая способность материализовывать свои идеи и мечты. Вокруг большинство мечтает впустую, а он захотел — сделал, захотел — сделал. Везет всегда. Просто волшебник какой-то.
Конечно, большинство талантов мы получаем при рождении. Но те качества, которые делают человека «волшебником» в описанном выше смысле, можно в себе воспитать. И даже если не ставить себе такой высокой цели — стать «волшебником», полезно знать эти качества хотя бы для того, чтобы не быть неудачником, которому ничего не удается. «Волшебник» и «неудачник» — это два противоположных состояния. Конечно, стоит стремиться к состоянию «волшебника», потому что эта жизнь дана нам не для того, чтобы мы потерпели в ней неудачу.
Итак, три качества (умения, привычки), которые делают из обычного человека человека, которому удаются почти все его начинания.
Первое. Трудолюбие.
Все успешные люди, все чемпионы-спортсмены и многие пословицы говорят о том, что «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Это самый известный и очевидный из трех секретов «волшебников». Это даже не секрет. А вот то, как стать трудолюбивым, для многих является секретом. Появилось немало людей, которым буквально любое дело кажется слишком трудным. Это нездоровое состояние, которое необходимо во что бы то ни стало преодолеть, если мы хотим прожить свою жизнь с радостью и смыслом — для себя и для других. Поэтому мы остановимся подробнее на том, как стать трудолюбивым.
Если вам не посчастливилось иметь родителей, которые, понимая, каким драгоценным наследством для любого ребенка является трудолюбие, с детства нагружали бы вас работой — по дому, на земле (на даче), в спорте или в учебе, — придется нагружать себя самостоятельно. Поставить себе какую-то интересную цель. Либо научиться чему-то, либо сделать что-то. Чем вы ленивее, тем благоприятнее для вас работа по расписанию. Учеба предпочтительнее не самостоятельная, а в учебном заведении, где есть экзамены, домашние задания и требовательные преподаватели. Требовательный преподаватель — это самое важное в вашей ситуации.
Очень желательно, практически обязательно — заниматься спортом. Таким, где, во-первых, будет опять-таки жесткий и придирчивый тренер, во-вторых, нагрузки на выносливость. Мало помогут шахматы, стрельба и штанга, но большинство видов спорта подходят для обучения трудолюбию, так как заставят вас работать через «не могу».
Чем ценен спорт? Не только тем, что мы делаем что-то, преодолевая свою слабость, но и тем, что мы делаем это со своим телом.
Человек состоит из духа, души и тела. Дух — это божественная сила, наполняющая душу энергией и разумом. Душа руководит телом. Тело — вроде бы пассивная, зависимая часть человеческой личности и не должна создавать нам особых проблем. Но это не совсем так. Ленивое, изнеженное тело является бременем для души и тормозом на пути любой деятельности. Такое тело требует излишнего сна, излишнего отдыха, излишней пищи, спиртного и сладостей (удовольствий вкуса), а также способно погружаться в сексуальные излишества и извращения. Скованный такими слабостями человек мало работоспособен. Спорт приучает наше тело работать с высоким коэффициентом отдачи, то есть потреблять немного, а отдавать нашей душе много. У человека, который в меру занимается спортом, больше времени и сил для любого дела, он чувствует мышечную радость. А изнеженный человек, который не утомляет свое тело, постоянно чувствует себя утомленным. Спорт превращает тело из врага (предателя) в друга (союзника).
Но нагружать, дисциплинировать себя, вырабатывать привычку к труду — недостаточно для того, чтобы стать по-настоящему трудолюбивым. Нужно еще сделать так, чтобы вам хотелось трудиться.
Всякому человеку знакомо ощущение, когда не хочется ничего делать. У некоторых людей это постоянное состояние. Совершенно необходимо бороться с этим состоянием, так как оно нас не только мучает, но и лишает работоспособности.
Причина этого состояния — в унынии. Единственным исключением являются психические болезни, но и сами болезни часто происходят от долгого пребывания в унынии.
Да, именно уныние, не депрессия. Почему я настаиваю на этом? Потому что депрессия — термин современной психотерапии. Психотерапевты видят только следствие депрессии — нарушение баланса серотонина в головном мозге, но не понимают подлинной причины и поэтому не могут решить проблему.
Если же отказаться от научного термина — депрессия, и заменить его духовным термином — уныние, тогда все становится ясно. Решение проблемы известно уже не одну тысячу лет, и странно, что психология его до сих пор не приняла. Я могу объяснить это только финансовым лоббированием со стороны производителей антидепрессантов.
Ответ прост: состояние уныния имеет только одну причину — гордыню, и одно, но верное лекарство — смирение. 
Во многих случаях, начинать работу над собой нужно именно с преодоления уныния, потому что оно не даст нам как следует заняться собой, пока мы не победим его.
Второе. «Сказано — сделано».
Любое дело начинается с написанных, произнесенных вслух, либо только в сознании слов. Это словесное выражение желания сделать определенное дело в определенный срок определенным способом (с разной степенью детализации плана, возможно — с очень низкой). И вот тут обычный человек и волшебник ведут себя по-разному.
Когда обычный человек говорит: «я это сделаю», он обычно имеет в виду: «в данную минуту я имею некоторое желание это сделать». Проблема в том, что, во-первых, неизвестно, с какой степенью настойчивости я буду исполнять свое желание. Во-вторых, само желание может пройти уже через пять минут.
Я уже несколько лет наблюдаю это в своей работе с добровольцами на благотворительных проектах (в основном речь о сайтах группы «Пережить.ру»). Я думаю, за последние десять лет свое желание помочь тем или иным образом мне высказала примерно тысяча человек. Речь шла не о помощи деньгами, а о помощи трудом, в большинстве случаев — трудом, не требующим каких-то сложных, специальных знаний, и определенно посильным человеку, который высказал желание им заняться. (Например, расшифровать аудиозапись интервью. Для переводчиков — перевести текст на английский. Для психологов — консультировать онлайн.) По разным видам деятельности процент тех, кто действительно что-то сделал, разный. Диапазон от 10% до 50%. В среднем, доля тех, у кого за словом последовало дело, — 30-40%.
Чем показателен опыт работы с волонтерами? Тем, что высказанное ими желание сделать дело было совершенно свободным, не вынужденным никакими обстоятельствами. Никто их к этому не принуждал, и более того, эти их заявления были не публичными, поэтому не могли принести им ложных дивидендов в виде одобрения окружающих. То есть это было именно такое желание — свободное, творческое, вызванное добрыми чувствами, — которыми человек преобразует свою жизнь к лучшему. Я не говорю, что только добрыми делами человек творит свое счастье, я говорю об идентичности механизма.
Сейчас, когда очередной неизвестный мне человек обращается с предложением помочь, я заранее знаю, что вероятность его помощи ниже 50%. При этом я продолжаю с каждым из них общаться так, чтобы дать ему 100% возможность воплотить это свое благое желание. Наши благотворительные проекты будут жить и развиваться без помощи этого человека. Но вот для него самого этот опыт может оказаться драгоценным, так как позволит выйти из серого мирка эгоистичной жизни в другой мир, познакомит с радостью, приходящей через искренние добрые дела.
И когда человек исчезает, ничего не сделав, я огорчаюсь не потому, что мы не получили помощи. Чаще всего, не так уж она была и нужна, у нас постоянно около ста активных, действующих добровольцев, и с любой текущей задачей мы справимся. Я огорчаюсь, потому что думаю, что либо у этого человека что-то случилось, либо (чаще всего) — это еще один человек, который не дружит со своим словом. С таким отношением к своему слову он не только мало доброго сделает, он вообще мало что сумеет в своей жизни, если не изменится.
Когда «человек-волшебник» говорит: «я это сделаю», это значит: «я начинаю это делать и сделаю все возможное, чтобы довести до конца». В этот момент происходит что-то мистическое. Как бы уже в этот момент идея материализуется. Тот путь к цели, который был намечен только пунктиром, вдруг становится прочно укрепленным железнодорожным полотном.
Слово — великая, мистическая сила, которой мы не придаем достаточного значения. Поэтому мы засоряем свой язык всяким мусором, даем ложные обещания, не верим словам других. Многие не придают значения таинству брака именно потому, что не понимают силы произносимых женихом и невестой обещаний.
Но слово — не только звук. Колдуны словом убивают людей, разрушают здоровье и судьбы (у тех, кто этого заслуживает). Святые своим словом исцеляют и воскрешают людей.
А вспомните самое великое чудо, совершенное словом, — словом Бога сотворен весь этот мир и мы сами! И, сотворив нас по своему образу и подобию, Бог и нам дал тот же дар — творить словом: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».
Яркий мыслитель XIX века, святитель Феофан Затворник сказал: «Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя».
Поэтому по-настоящему успешный человек очень серьезно относится к своему слову. И к письменному, и к устному, и даже к непроизнесенному, но сформулированному в сознании намерению. «Сказано — сделано» — это для «волшебника» не метафора, а закон жизни.
Поэтому, если хотите воплощать свои мечты, привыкайте к честности и ответственному отношению к каждому своему слову.
Третье. Согласование своей воли с волей Бога.
Это будет самый трудный пункт для большинства читателей, но обойти его было бы нечестно, и рецепт доброго «волшебства» не был бы раскрыт.
Если ограничиться первыми двумя пунктами, получится, что «волшебник» может поставить перед собой абсолютно любую цель и достичь ее. Это, конечно, не так. Очень многие трудолюбивые и ответственные люди терпят крах именно потому, что не знают третьего «секрета волшебства». Они считают себя владыками вселенной, в постановке целей руководствуются только страстями, и неизбежно приходят, как несостоявшаяся «владычица морская», к разбитому корыту. Вроде бы есть у них все необходимые способности, и трудиться любят, а не удается им воплотить свои мечты.
В чем же дело?
Дело опять-таки в отсутствии смирения.
Смирение — это, наряду с любовью, самое драгоценное и счастливое человеческое качество. Оно не только делает человека радостным, устойчивым в любых испытаниях, но и помогает добиваться успеха в делах.
В основе смирения — понимание того, что хаотичность этого мира только поверхностная и кажущаяся, а на самом деле ничего случайного нет. На самом деле вся природа, все человечество и каждый человек живет по определенным законам. Самым общим и понятным законом является закон блага для человеческой души. Простейшая его формулировка известна всем: «Все, что ни делается, к лучшему». То есть мы сами, будучи свободными существами, можем делать зло, в том числе и по отношению к самим себе. Но все внешние по отношению к нам обстоятельства, включая поступки других людей и (!) успех или неуспех наших начинаний, складываются таким образом, чтобы создать максимально благоприятные условия для роста и совершенствования нашей души.
С пословицей «Все, что ни делается, к лучшему» нельзя согласиться и примириться, пока мы не поймем, что именно является «лучшим». Ведь так часто бывает, что то, что нам кажется лучшим, оказывается недостижимым для нас. Это не потому, что пословица неверна, а потому, что мы не понимаем, что является лучшим.
На самом деле, лучшим является то, что лучше для нашей души.
Почему?
Потому что душа вечна, и только в течение земной жизни она имеет возможность расти и совершенствоваться. Именно для этого мы и приходим в земную жизнь. А если мы не хотим это понять и принять, это наши проблемы, все равно обстоятельства будут складываться не в пользу мнимого «лучшего», которое мы себе придумали сами, а в пользу настоящего лучшего. Мы можем не пользоваться этими условиями и упрямо добиваться своего, но когда мы умрем и придем на Суд, нам не на что будет жаловаться: нам были созданы все условия для того, чтобы преодолеть свои пороки и научиться любить.
Интересный парадокс. Для того, чтобы достичь успеха в деле, нельзя считать его самым важным в жизни, нужно помнить о том, что есть кое-что поважнее — твоя собственная душа!
Когда ты понимаешь, что у тебя есть душа, что душу свою нужно ценить и жалеть, система принятия решений меняется. Раньше у тебя была такая система: «Хочу». — «Могу?» — «Могу». — «Сделаю». В совершенной системе принятия решений присутствует еще одно звено: «Хочу». — «Могу?» — «Могу». — «Полезно ли это для моей души?» — «Полезно» — «Сделаю».
Возникает вопрос — как же понять, что мне полезно, а что нет?
Скажем прямо, если вы до этого своей душой не занимались, понять это будет сложно.
Некоторым ориентиром являются десять заповедей. Грехи — точно не на пользу души, поэтому разумный человек не возьмется за дела, требующие грешить. Но большинство наших планов не требуют от нас убивать, обманывать, воровать, блудить и так далее. И как же тогда определить, на пользу ли нам это дело, является ли оно самым подходящим для блага нашей души?
Если человек не занимался своей душой раньше, не заботился о чистоте совести, не питал свою душу молитвой и добрыми делами, он не сможет отличить голос Бога в своей душе от голоса страстей. Таким людям пожелание одно — начинать сначала. Наконец, обратить внимание на свою несчастную, заброшенную, голодную и грязную душу-сироту. Кроме вас, никто об этой сиротке не позаботится. А она — самое ценное, что у вас есть. Она вам ближе, чем даже ваши родные дети, если они у вас есть. Всем будет лучше, когда вы начнете очищать, согревать и питать ее.
Тем же, кто привык применять слово «совесть» к себе, а не к окружающим, несложно будет понять, какое решение является благим. Решение «по Богу» всегда связано с мирным, спокойным состоянием. Решение «по страстям» всегда связано с волнениями, сомнениями и некоторым помрачением и «кошками» на душе.
Множество русских пословиц говорят о том, что наши предки прекрасно понимали, с чего нужно начинать построение любого дела: «Не помолившись Богу, не ездят в дорогу» и т.п. Речь не о формальной молитве, а об искреннем желании узнать волю Божию о наших планах и принять ее, какой бы она ни была.
Часто мы пытаемся себя обмануть. Страсти влекут нас к какому-то решению. Мы чувствуем сомнения, чувствуем препятствия, некую грусть на душе, и тогда мы начинаем искать кого-то, чтобы переложить на него ответственность за решение, которое (мы чувствуем это) будет неверным. Мы начинаем советоваться со знакомыми и незнакомыми, задаем вопросы в интернете, некоторые пытаются получить благословение священника.
Но какой смысл в этом самообмане? Мы же свободные люди. Если мы хотим сделать себе хуже, мы имеем все возможности для того, чтобы это сделать. И не нужны нам никакие оправдания, что, мол, кто-то нам посоветовал, кто-то нас благословил. И не помогут нам эти оправдания. Ведь мы слышали голос Бога в своей душе, и не захотели послушаться его. Хотя знали, что когда не слушаем Бога — всегда потом бывает хуже.
Замечательный греческий подвижник XX века старец Паисий рассказал то ли историю, то ли притчу: «Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите «если Богу угодно», чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком. Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: «Завтра рано утром я пойду в виноградник». — «Если Богу угодно, пойдешь», — сказала ему она. «Угодно Богу или не угодно, — ответил он, — а я пойду». Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь. «Кто там?» — спросила жена. «Если Богу угодно, — отвечает он, — то это я, твой муж!»».
Когда человек таким образом выстраивает свою жизнь, избегая самообмана и ища блага для своей души и воли Божией, его жизнь перестает быть блужданием по темному лесу. Все реже случаются сомнения и крупные ошибки, человек с ясной душой и уверенностью идет от успеха к успеху, от свершения к свершению. Со стороны это может казаться волшебством. Но сам человек знает, что все это — лишь побочные плоды. Главное его внимание — к тому, что внутри его…

© Realisti.ru




Ответственный за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94