О
милосердии над миром
Был человек,
желавший — как многие — оправдать себя. Он спросил у Христа Иисуса: "Кто
мой ближний?" И Спаситель рассказал ему притчу…
Шел странник из
Иерусалима в Иерихон, и был схвачен разбойниками. Они сняли с него одежду
вероятно, единственное его достояние — и, избив, оставили на дороге.
Вслед за этим
бесчеловечьем следует другое, может быть, еще худшее: идущие той же дорогой
люди равнодушно проходят мимо этого лежащего, истекающего кровью человека.
"Прошел мимо" священник. Левит поступил еще хуже:
"подошел", "посмотрел", полюбопытствовал, как страдает и
умирает человек, и пошел своей дорогой. В лице этих двух людей мимо израненного
человека прошло как бы все несострадательное человечество. Одна половина этого
человечества ранила его и бросила умирать на дороге; другая проходит равнодушно
мимо его страданий.
Иоанн Златоуст
справедливо сказал: "Богатые и сытые, равнодушно взирающие на голодных и
нищих и не помогающие им, равны убийцам". Конечно, равны преступникам и
те, которые, имея возможность помочь хотя бы одной жертве преступлений этого
мира, проходят мимо человеческих страданий, занятые одним своим благополучием.
В простых словах
Христос, знающий сердца людей, открывает всю глубину мрака, сгустившегося над
человечеством, и показывает главный грех всех времен и народов: не милосердие.
И когда, вникая в эту истину, мы начинаем ужасаться кромешной тьме
нравственного человеческого сознания — тихая небесная заря — милосердие —
восходит над землей. И за нею видно само Солнце Божественной Любви — Христос.
Проезжал тем же
путем около Иерихона Самарянин некто и, увидев на дороге окровавленного
человека, сжалился над ним. Вот всё, что произошло: сжалился над ним. Всё
другое было только следствием этого: один человек сжалился над другим
человеком. Свершилось близкое ко всем чудо, через которое самый грешный и
слабый человек делается причастником Божественной силы, правды и славы.
Жалость двигает
больше, чем каменными горами, — она двигает каменными сердцами.
"Истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: "Поднимись и ввергнись
в море", и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам
его, — будет ему, что ни скажет" (Мк. XI, 23). Это слова Христа.
Жалость в мире — есть чудо. Каменные горы передвигать с их места никому не
надо. Истинное чудо есть жалость.
Бог хочет этого
чуда, жалости одного человека к другому. Тут сила высшей жизни. Истинное
милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд,
сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.
Истинное
милосердие деловито. Оно соединяет в себе небо и землю, и помогает не только в
чувствах и намерениях, но — сейчас же тут, на этой сухой, пыльной земле меж
Иерусалимом и Иерихоном.
Таковым именно
было милосердие Самарянина, о котором рассказал миру Христос. Продуманная
заботливость его показывает глубину его жалости. Подойдя к лежащему на дороге
раненому, он тотчас "перевязал ему раны", смягчив их маслом, промыв
вином, и, "посадив его на осла, привез в гостиницу и позаботился о
нем". Так говорит Евангелие.
После этого
милосердный Самарянин мог бы уехать с чистой совестью. Но нет — "на другой
день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал:
"Позаботься о нем". Казалось бы, теперь уже все сделано им. Но
совесть этого человека продолжает быть неудовлетворенной: он обращается к
хозяину гостиницы и говорит ему: "Если издержишь что более, я, когда
возвращусь, отдам тебе". Какое излучение истинной человечности.
Ведь все могут
поступать "так же"… Много и сейчас в мире около нас людей, израненных
грехом, оскорбленных злом этого мира, лежащих и страдающих на разных дорогах. И
можно помочь им.
Я вижу эту
небольшую каменную гостиницу милосердного Самарянина на дороге меж Иерусалимом
и Иерихоном. Это малый дом, в нем никто не обитает, но его знают все паломники
Святой Земли… Дорога пустынная вьётся среди гор, спускаясь к Иерихону. Вокруг —
мертвые горы. Это сердца. Кого? Древних?
Современных
людей? Это наши каменные человеческие сердца, Господи. И они алчут воды Твоей
Милости и готовы ответить на воду Твою цветами и травами.
Малый дом стоит
близ дороги. Приходят сюда люди всех стран и народов и видят эту притчу,
которую слышат от Христа. И слово пустынной дороги, мертвых каменных гор, и
этот малый дом, говорящий народам о милосердии, — все остается как
Божественный зов среди мира к человечности человека, к любви и жалости.
Ищите добра…
"Братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных,
поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому
не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем"… Так
говорит в последней главе своего послания к Фессалоникийцам апостол Павел. Ясны
слова эти, просты, немногосложны, но сколько в них света, сколько добра и
правды.
Трудно живется нам, людям, — от нашего зла
человеческого и от следствий его. Человек страдает, прежде всего, от того зла,
которое живет в нем самом, а потом и от того зла, которое живет в других людях.
Зло, как снежный ком, увеличивается, если ему не противопоставлять добра, если
его не растапливать лучами добра и милосердия. И в других людях, и в себе самих
мы побеждаем холодное, темное зло только сияющим, согревающим Христовым добром.
Это Христово добро может быть иногда гневным, свято негодующим, обличающим
зло, — оно и должно быть иногда таким огненным, но оно никогда не будет
нести зла под маской добра. Таково свойство того состояния духовного, о котором
говорит апостол. Нам нужно, прежде всего блюсти свою душу и хранить ее в мирном
духе; и если мы уже этого достигли, будем помогать душе другого человека — быть
в добре.
Чтоб излечить другую душу человеческую, нам надо знать
на своей душе действие того средства лекарственного, которое мы предлагаем.
Лекарство Христовой правды, Христова добра испытано уже в веках, в, двух
тысячелетиях, испытано на всех характерах и во, всех народах мира. Это дивное
лекарство имеет необычайную силу, если его принять "внутрь", ввести в
сердце свое и в ум свой… Вот одна из драгоценных капель этого лекарства:
"Братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых,
будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за
зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем".
Некоторые, желая оправдать таящееся в них зло,
ссылаются на свой "характер". Но характер формируется и складывается
от свободных человеческих реакций на окружающий мир. Делающий добро другим:
людям приобретает прекрасный характер; и это есть лучшая его награда уже в этом
мире. А в будущем мире он будет одного духа с Самим Богом и с мириадами существ
спасенного в Боге творения. Делающий же зло и потакающий злу других приобретает
ужасный характер и становится бичом и несчастьем для окружающих, и для своей
семьи, для своего народа. "Лиха беда начало", — говорит русская
пословица. Стоит лишь начать оправдывать в себе проявление и вспышки зла, как
развращение души пойдет само собою и ее гибель последует.
Нравственный характер взрослого человека — это то, что
человек сотворил и творит сам с собой. Душа — земля. Человек — земледелец своей
души. Если в земле душевной сеется слово Божие, слово Правды и любви Христовой,
то плод бывает сладкий, радостный, для самого человека и его окружающих. Если
же человек сеет в душе своей плевелы зла, то вырастут сорные, ядовитые травы
духа, которые будут мучить и самого человека, и других людей.
Душу еще можно уподобить глине, человека же —
скульптору. Скульптор лепит из глины образ человеческий. Так сам человек лепит
из своих душевных качеств и способностей или образ человеческий, или звериный.
Делая какое-либо зло, человек не только впрыскивает в
свое сердце смертельный яд, но и брызжет этим ядом на других людей, иногда на
самых близких… Но при посторонних людях человек обычно неохотно показывает себя
с дурной стороны; дорожа мнением о нем других, он хочет, чтобы о нем все всегда
думали хорошо. В привычной же домашней обстановке он являет свой настоящий лик
и мучает своих близких… Скрытое зло или явное — остается всегда злом, и
человеку надо от него избавиться как можно скорее. Как? Прежде всего чрез
осознание высшего смысла своей земной жизни, ее великого бессмертия в Боге и ее
краткости на земле; чрез познание Евангелия и Иисуса Христа; чрез обращение к
Его правде. Христос открывает настоящее и вечное Спасение людям… И, благодатью
Своей, вводит в это спасение. "Я свет миру, — говорит Он. — Кто
последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.
VIII, 12). Если будем ходить в этом свете, те станем сынами света; темное зло
потеряет над нами свою власть, и мы перейдем от власти тьмы в Царстве
возлюбленного Сына Божия" (Кол. 1, 13) Иисуса Христа. И будем
светильниками, озаряющими ночь скорби и в жизни других людей. Мы будем во
Христе, утешением для печальных исцелением для израненных злом мира.
predanie.ru
Ответственный за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94
Комментариев нет:
Отправить комментарий