Причины греха
архимандрит
Платон (Игумнов)
Главные причины греха таятся в неправильном
устроении ума, в недолжном расположении чувств и в ложном направлении воли. Все
эти аномалии указывают на расстройство души, определяют собой пребывание души в
состоянии страсти и являются причиной греха.
В святоотеческой письменности всякий грех
рассматривается как проявление живущей в человеке страсти. Страсть есть болезнь
души, ее недостаток и ущербность. Основной психофизической базой страстей
являются восприятия, впечатления, внешние чувства, вожделения и желания. Эти
естественные способности, силы и функции души служат для поддержания жизни. В
нормальном состоянии они находятся под контролем сознания.
При неправильном устроении ума, то есть при
порочном воззрении на мир, восприятия, впечатления и желания приобретают
характер чувственного вожделения и наслаждения. Ошибка в плане умозрения ведет
к ошибке в плане практической деятельности. Впавшее в заблуждение практическое
сознание влияет на чувства и волю и является причиной греха. Святой Исаак Сирин
говорит о воспламенении тела огнем вожделения при смотрении на предметы
внешнего мира. При этом ум, призванный сдерживать, регулировать и
контролировать функции души и вожделения плоти, сам охотно останавливается в
этом состоянии, воображает объекты страсти, вовлекается в игру страстей,
становится умом невоздержным, плотским, непотребным. Преподобный Иоанн
Лествичник пишет: "Причина страсти – чувство, а неправильное употребление чувств –
от ума".
Эмоциональное состояние человека также
может быть причиной греха и оказывать влияние на интеллект. В состоянии
недолжного расположения чувства, например, в состоянии страстного эмоционального
возбуждения, ум лишается способности осуществлять реалистически верную
нравственную оценку ситуации и контроль над совершаемыми действиями. Святой
Исаак Сирин указывает на греховную сладость в сердце – чувство, пронизывающее
все естество человека и делающее его пленником чувственной страсти.
Самой серьезной причиной греха является преднамеренно
злая воля, которая сознательно избирает беспорядок и духовный ущерб в
своей личной жизни и в жизни ближних.
В отличие от чувственной страсти, которая
ищет временного удовлетворения, озлобленность воли делает грешника еще более
тяжелым и мрачным, так как является более постоянным источником беспорядка и
зла.
Люди стали подвержены
чувственной страсти и склонны к злу после совершения прародительского греха,
орудием которого был диавол, поэтому его можно считать косвенной причиной
всякого греха. Но диавол не является безусловной причиной греха в том смысле,
что он как будто принуждает к греху человеческую волю,— воля остается свободной
и даже неприкосновенной. Самое большее, на что способен диавол, – это
соблазнять человека к греху, действуя на внутренние чувства, побуждая человека
думать о греховных предметах и сосредоточивать внимание на вожделениях, которые
сулят запрещенные удовольствия.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит:
"Никто
не может быть прельщен диаволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему
согласие своей воли".
В житиях святых и в художественной
литературе мы встречаем описания соблазнов, производимых диаволом. Например, "когда
у Раскольникова сложилось убеждение, что необыкновенные люди имеют право на
преступление, в его душе явилось то слабое место, в котором его воля и ум как
бы спаялись с волею злого духа и стали послушно следовать за ним, подстрекаемые
к тому же всею совокупностью внешних впечатлений, как бы услужливо
подсовываемых какою-то невидимою рукою". Анна Каренина, обманывая мужа и
знакомых, "чувствовала, что какая-то невидимая сила помогала ей и
поддерживала ее"; "чувствуя в себе присутствие уже знакомого ей духа
лжи и обмана", она "тотчас же отдалась этому духу и начала говорить,
сама не зная, что скажет", наконец, "поселившийся в ее сердце злой
дух" внушил ей мысль о самоубийстве, ставшем естественным завершением
пути, на который она вступила, отдавшись обольщению соблазнившего ее древнего
духа злобы.
Но не все соблазны следует объяснять
активностью падших духов. Святой Кирилл Александрийский пишет: "Диавол
способен предложить, но не способен навязать нам наш выбор" – и заключает:
"Мы сами выбираем грех".
Святитель Василий Великий видит источник и
корень греха в человеческом самоопределении.
Эта мысль нашла четкое выражение и в воззрениях преподобного Марка Пустынника,
выраженных в его трактате "О святом крещении": "Необходимо понимать, что
нас заставляет делать грех причина, лежащая в нас самих. Следовательно, от нас
самих зависит, слушать ли нам веления нашего духа и познавать их, идти ли нам
путем плоти или путем духа... ибо в нашей воле делать что-либо или не
делать"…
azbyka.ru
Ответственный за выпуск диакон
Виктор Александров Тел.5-78-94