Что мы будем делать,
когда грехи кончатся? Зачем нам нужно Царство Небесное — и нужно ли оно нам вообще? Ответы на вопросы ищет священник
Сергий Круглов.
Когда
на исповеди мне
жалуются на то, что исповедь кажется бесплодной, что вот, мол, батюшка,
я целыми годами каюсь в одном и том же, а «любимые»
грехи мои так и не проходят, снова и снова со мною
происходят осуждение, зависть, лень, разнообразные похоти, и все это
сопровождается по временам мертвящим унынием, я всегда предлагаю
ответить самому себе на вопрос: а для чего это всё? Для чего вам
исповедь и вообще вся христианская жизнь? Как для чего, говорят мне. Для
спасения. Православие — религия спасения. А что вы будете делать,
спрашиваю я, когда спасетесь окончательно? Чему посвятите свою жизнь, когда
не надо уже будет бороться с грехами?
Как это,
с недоверием и непониманием смотрит на меня кающийся —
окончательно? Разве так бывает? Разве может быть такое время, когда грехов
больше не будет?
Может.
И непременно будет. Только вот хотим ли мы жить-то без греха? И если хотим — то
как именно будем жить, когда греховные страсти наши истребятся окончательно,
чем займем себя, когда наконец достигнем Царства Божия и жизни будущего
века, которых вроде бы (именно что «вроде бы») так чаем?
Эти
вопросы вовсе не кажутся мне праздными или умозрительными. Грехи
грехами — но каково положительное содержание нашей жизни
во Христе? Зачем вообще мы живем на свете, есть ли
у нашей жизни творческий смысл? Следуя словам Священного Писания:
«Уклонись от зла и сотвори благо», — какое благо мы можем и хотим
сотворить? И как часто, лихорадочно ища ответ на этот вопрос,
мы с тоской понимаем: никакого.
Мы втянулись
в ритм церковной жизни: посты-праздники, молитва утром-вечером,
исповедь-причастие, мы исполняем всё, что положено, потому что нас
научили: православие есть религия спасения, главное — как можно более
неукоснительно соблюдать всё, что положено, тогда Бог простит нас
и перестанет наказывать и гневаться.
А во-вторых,
боятся расстаться с болезнью, потому что привыкли к лечению,
а здоровье таит в себе неизвестность, новые вызовы, новую — вот
труднопереносимое для нас понятие! — ответственность. Мы, год за годом
кающиеся, но не меняющиеся ни на йоту, словно бы
исправно ходим к врачу, часами сидим в очередях и увлеченно
обсуждаем все новые рецепты, без поликлиники жить не можем,
но назначенные врачом лекарства тайком спускаем в унитаз, потому что
пуще всего не хотим встать с постели и быть здоровыми, утратить
болезнь как смысл жизни…
Бог хочет
от человека одного: чтоб человек был счастлив. Не всё равно, конечно,
какими средствами — но тем не менее. И к творческому
смыслу нашей жизни во Христе неотменимо относятся, среди прочего, понятия счастья, радости и даже
(простите за слово, которое уж совсем
не из сотериологического лексикона) удовольствия.
А какое же удовольствие может приносить одно лишь только бесконечное
копание в грехах?..
Вспоминаю
одного знакомого алкоголика. Он рассказывал, как бросил пить. Ничего,
говорит, не помогало, завязывал сто раз — и развязывал снова…
Пока не повстречался с грамотным врачом, хорошим душеведом. Ничего
он, говорит, со мной не делал, не кодировал, не назначал
дорогущих импортных препаратов. Просто поговорили с ним по душам…
Для
начала он объяснил, что весь корень зла — не в каких-то
внешних обстоятельствах, и даже не в соматике, а в сознании
человека. Дал мне пустой стакан: «Понюхайте. Чем пахнет?». Я понюхал:
«Да ничем…». Достает врач бутылку водки, налил в стакан:
«А теперь понюхайте — чем?» Меня аж передернуло: чем же,
кроме водки!.. А он говорит: «А теперь попробуйте — это
ведь просто вода. Корень зависимости — у вас в голове».
Попробовал — точно, вода…
Так вот,
он мне и сказал, врач этот: «Вы не сможете отказаться
от водки, пока не почувствуете более сильного кайфа —
от трезвой жизни. Вам есть ради чего и чем жить?» Я подумал:
конечно, есть. Творчество, любовь, дети… Вот этим кайфом, этой радостью, теперь
и живу. И к бутылке даже не тянет.
«Православие —
религия спасения»… Что-то не то в этой формулировке. Представим
себе, что «Робинзон Крузо» , которым многие из нас зачитываются
до сих пор, кончается на том месте, когда героя выбросило-таки
на берег острова. И всё на этом, финал. А что, главное
ведь — спасся? Так-то оно так, но книжка из Великого Приключения
превратится в какую-то ерунду…
Чем
мы с вами, православные, займемся, когда грехи исчезнут, чего именно
чаем в Царстве будущего века — вопросы не праздные, они
непосредственно касаются нашего нынешнего состояния души, смысла нашей нынешней
жизни. И отвечать каждому из нас на эти вопросы придется самому.
pravmir.ru
Ответственный за выпуск диакон
Виктор Александров Тел.5-78-94
Комментариев нет:
Отправить комментарий