Всё ли равно, как верить?
Во имя Отца,
и Сына, и Святаго Духа. Евангелие, которое мы слышали сегодня, читается всегда,
когда совершается память святых отцов Вселенских соборов. Что это такое за установление - Вселенский Собор?
Это установление связано с истинной
верой. Очень часто в обыденной жизни слышны такие выражения: "Главное -
веровать в Бога. А как веровать - это каждый по-своему". Это явление
предсказал еще святитель Феофан Затворник: это безразличие к истине веры, эта самость,
выросшая на гордыне, самомнении, своем я, породит то, что, чем дальше,
тем больше будет вот таких верований. И сначала появилось среди верующих
разделение небольшое, потом - больше и больше, а под конец, как предсказал
святитель Феофан, будет "что ни голова, то своя вера".
И вот то, что истины веры - это
самое важное, самое главное, святые отцы засвидетельствовали тем, что они
собирались со всей Вселенной, со всех церквей, где проповедовано было
Евангелие, и утверждали истины веры. То есть, как нужно веровать и как понимать
существо Божие.
В сущности, эта истина, если здраво
посмотреть на нее, должна быть понятна каждому, когда касается дело самого
человека. Мы ведь всегда недовольны, когда о нас говорят неправду. "Это
ложь, я же не такой!" И в обычной жизни это явление распространенное.
Существуют, как говорят, исторические личности, известные лица, или какие-то
правители, или общественные деятели, представители науки, искусства, или
военачальники. И вот о них пишутся книги, издаются мемуары, в которых одни
говорят, что они были такие, другие - что они были другие. Каждому хочется
знать историческую истину, что же это был за человек на самом деле, что он из
себя представлял, что это была за личность. Эти вопросы в истории, в
литературе, везде постоянно присутствуют, и их стараются разрешить. Понять,
каким же был, допустим, Иван Грозный или император Павел I. Было время, одного
представляли только палачом, другого - ненормальным каким-то, чуть ли не
недоразвитым. Ну, а уж как представляли наших последних царей, мы знаем. Но
проходят годы, и выясняется, что многие из них были святые и то, что писали о
них раньше, - ложь.
Одним словом, нам хочется знать
истину о каждом человеке. И о себе самих, мы считаем, должно быть мнение
правильное.
Хотя, что касается нас, то это
вопрос сложный, потому что нам хочется, чтобы о нас говорили хорошо. Мы,
правда, к несчастью, не всегда бываем такими, но нам хочется выглядеть
хорошими. И тут можно сказать: да, нам хочется, чтоб о нас была правда, но так,
как нам хочется.
Эта неистинность в нас происходит от
того, что, как сказал пророк Давид, всяк человек ложь (Пс. CXV, 2). Мы -
грешные, и нам не хочется, чтобы о наших грехах знали, чтобы говорили о нас,
какие мы есть. Больше того, даже на исповеди трудно сказать самому, какой ты
есть. Тут и лукавство крутится, и самооправдание. Поэтому человек, когда он
говорит о себе, то он, как говорят, "далеко не объективен". У нас
есть такое выражение: "объективное мнение". "Объективного
мнения" у людей грешных быть не может. Оно всегда субъективно, потому что
они смотрят со своей колокольни. И сказать истину даже о себе, в общем-то,
никто не может, потому что, большей частью, он сам неистинен, не знает и самого
себя.
Не в смысле обличения, а в качестве
примера возьмем евангельский пример - как говорят, классический. Апостол Петр.
Ревностный был, и, действительно, любил Спасителя. И сказал: Аще и вcu
соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся. А Господь сказал: Аминь
глаголю тебе, яко в сию нощь, прежде даже алектор не возгласит, трикраты отвержешися
Мене (Мф. XXVI, 33-34). И все это произошло. Так как сказать: прав был Петр
или не прав?
И прав, и не прав. Прав, потому что
он действительно высказал то, чего искренне хотел. Как потом эту верность он и
засвидетельствовал своей мученической смертью. А неправ был потому, что не мог
сам, как человек, оценить свои силы и меру вражьего нападения. Поэтому так и
случилось - то, что с ним произошло.
Так вот, когда вопрос касается
земной жизни людей, то он важен. Потому что мы, действительно, по крайней мере,
стараемся приблизиться к тому, что есть.
Вопрос же, касающийся Бога, в высшей
степени важен.
Поэтому истинная вера как раз и
является самым главным, к чему человек должен стремиться.
Сам Господь сказал: Се же есть
живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и егоже послал ecu, Иисус
Христа (Ин. XVII, 3).
Единого истинного Бога. И поэтому те
слова, которые мы слышим: Бог един, и поэтому все веры, мол, имеют равное
право, - противоречат истине. Нет. Этого не может быть. Единственное высшее право
имеет только истинная вера. Поэтому именно истинная вера должна быть в основе
понимания и Божества, и понимания жизни.
Откуда же это множество верований? А
очень просто. Они возникают тогда, когда люди стремятся не к истинной вере, а к
своему я, к утверждению своего понимания этих вопросов. То есть к тому, о чем
сказал святитель Феофан: "что ни голова, то своя вера". "Я
понимаю Бога вот так - и всё".
Более того, даже Евангелие, то есть
то, что записано, слова Спасителя, и то люди толкуют по-своему. Откуда и
множество конфессий.
Но истинная вера остается все равно,
она должна быть на первом месте. И поэтому Вселенские Соборы собирались и
излагали эти основы истинной веры. И истина эта принималась не большинством,
как иногда говорят, а всеми без исключения, то есть полнотой всех
присутствующих. Если кто-то не был с этим согласен, то он не входил в число тех
святителей, которые подписывались под деяниями Собора, и уже был вне истинной
Церкви. Только когда было полное единодушие, полнота принятия, тогда считалось,
что человек является членом Церкви и исповедует истинную веру.
В сегодняшнем Евангелии Господь
сказал: Да будут едино, якоже и Мы. То есть только при полном единении и
принималась истинная вера. Здесь в основе лежит прежде всего свидетельство от
Бога. Потому что люди принимали догматы веры на основании Священного Писания и
на основе свидетельств свыше от благодати Святаго Духа. Благодать
свидетельствовала, что она присутствует и утверждает тот догмат, который был
принят на этом Вселенском Соборе. В частности, когда на Первом Вселенском
Соборе принимался догмат о единосущии Иисуса Христа, Сына Божия, с Отцом, тогда
спросили: "Ну как это понять?" Всё, что касается Божества, до конца
непостижимо. В какой-то мере в соответствующем духовном возвышенном состоянии
святые отцы могли Его постигать, но в полноте Бог непостижим. Поэтому догматы
веры утверждаются Духом Святым и святыми отцами, в которых Дух Святый
действует.
Решения Вселенских Соборов
начинались так: Изволися Духу Святому и нам. И далее шло изложение
деяний Вселенского Собора.
И это соизволение Духа Святаго на
Первом Вселенском Соборе засвидетельствовал простец, святитель Спиридон
Тримифунтский. Когда его спросили, как это может быть: Иисус Христос -
Богочеловек, единосущный Отцу? - он взял плинфу, то есть кирпич, и сжал ее. И
из нее потекла вода и одновременно вспыхнул огонь. Хотя вода и огонь в жизни
несовместимы, водой гасят огонь. То есть это свидетельство чудесное. На
последующих Вселенских Соборах, где был принят догмат о ипостаси Сына Божия, Иисуса
Христа, записано: "Божество и Человечество соединено во Иисусе Христе
неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно". То есть оно остается
Божеством-Человечеством, не изменяясь, и не слилось, не смешалось, но -
неразделимо, неразлучно. И об этом догмате святитель Иоанн Златоуст говорит:
"Что это так, я верую. Но как это, постигнуть не могу".
Да и что говорить, если взять
человеческий разум, то даже в самом творении, не говоря уже о Творце, есть
вопросы, на которые человек не может ответить. Если мы мысленно представим
себе, из чего сами состоим, то каждый мельчайший элемент нашего видимого
существа из чего-то состоит, а тот, в свою очередь, - тоже из чего-то, и это -
безконечное дробление. Что же является первоосновой, какая-то частичка? А она
тогда из чего состоит? Углубляясь дальше и дальше в микромир, мы все равно не
можем постигнуть, из чего все состоит. Поля, говорят. А что такое поля? Если мы
углубляемся мысленно в пространство, все дальше, дальше и дальше - а там что? А
за тем, что мы достигаем, что дальше? Где конец в пространстве?
Если и в видимом миpe мы не можем
некоторые вещи постигнуть, даже просто представить их себе, то что мы можем
говорить о существе Бога? Невидим, непостижим.
И вот на праздник Святой Троицы, в
коленопреклонных молитвах Святой Троице говорится: Невидиме, Непостижиме,
Неизследованне, Неизменне - называются все эти свойства Божества. Поэтому
засвидетельствовать истину может только Сам Господь и тот, кому Господь
откроет.
Свидетельства Вселенских Соборов,
как я уже сказал, так и записывались: Изволися Духу Святому и нам. Господь
свидетельствовал, свидетельствовали и рабы Божии, которые все это от Духа
Святаго восприняли и изрекли.
Так что истины веры и истинная вера
очень важны. Небрежное отношение к этому вопросу - просто недостаток ума и
рассуждения. Ибо когда дело касается каких-нибудь обыденных вещей, то мы как-то
рассуждаем, а когда доходит до Бога - куда-то весь ум девался.
Взять, например, людей, которые
говорят: "Идите к нам". И к ним идут, потому что там все просто,
никаких усилий. Когда же приходят в храмы православные, в храмы истинного Бога,
то всё благолепие храма, вся его красота, архитектура, иконы, все изображения -
все это свидетельствует именно истинную веру. Потому что Господь сотворил миp
прекрасным, эта вся красота и отражается в доме Божием, храме Божием. И когда
говорят, что "это все не важно, не нужно, а главное - в душе", то это
- отвержение сущности Божества, потому что Бог все сотворил не только премудро,
но и прекрасно, добро зело. Тут не только целесообразность, но и
красота.
Извините, и в обычной жизни, когда
мы общаемся, особенно когда дело идет о симпатиях, я уж не говорю о семейной
жизни, нам мало, чтобы были голова, руки и ноги. Голова должна быть
соответствующего вида. То есть, оказывается, понятие красоты нам не чуждо,
когда этот вопрос касается или нас самих, или тех, на кого мы обращаем
внимание. И неважно, что у него просто есть и туловище, и руки, и ноги, - мы
смотрим, как они выглядят. Более того, искусство только тем и занимается, чтобы
все это изобразить и показать. И вокруг этого столько всего крутится. Неважно,
что все устроено целесообразно: пять пальцев есть, и нос есть, и уши. Какой нос?
Оказывается, это совсем не все равно. Так что не надо лгать. Не надо обманывать
себя и других и говорить: "А, не все ли равно!" Оказывается, далеко
не все равно.
Когда, например, приходит время
поста, можно услышать: "Не все ли равно, что есть?" Ну, раз все
равно, ну что ж ты тогда волнуешься? Ешь, что попало. Оказывается, не все
равно. Не лги, когда ты задаешь этот вопрос.
Не лги, когда ты говоришь: "Не
все ли равно, как веровать?" Тебе далеко не все равно, как ты выглядишь и
какого люди о тебе мнения. Почему ты думаешь, что о Боге можно что попало
говорить и как попало к Нему относиться? Нет, совсем не так.
Все это как раз - свидетельства
истины. Если так здесь, то так - и во всем. А то, когда касается вопрос церкви,
то: "Зачем это все делать, украшать?" Когда же касается своего
жилища, то мы смотрим, какие обои, какой оттенок, и на все прочее. А уж
одежда-то? Пожалуй, одинаковой одежды уже почти и не найдешь, всё каждый что-то
особенное хочет. А когда касается веры - тут все равно, как попало можно. Зачем
же, когда вопрос касается самого человека, мы так внимательны ко всем этим
вещам, а когда касается Божества - то там как попало?
Нет. Истинная вера - это самое
главное. Как сказал один из наших мыслителей, И.В. Киреевский, "человек -
это его вера".
Если мы веруем в Бога, если говорим,
что Бог есть любовь, то прежде всего должны исповедовать Святую Троицу. Потому
что любовь всегда проявляется в чем-то, в каком-то делании. Любовь - это
согласие и полное единение всех Лиц Святой Троицы. Вы знаете наш классический
образ рублевской Троицы. Если созерцать этот образ, то мы увидим, что все Лица
Святой Троицы находятся в полном согласии и единении. И Каждый прислушивается к
Другому, и Каждый внимает, и Каждый проявляет это согласие даже Своим видом.
Так вот, это единение - как раз
первообраз того, к чему должны стремиться все творения. И всевозможные учения о
борьбе видов - это все следствия грехопадения человеческого, в начале не было
так. Если все было добро зело, то все было и полезно, и все - во славу
Божию. Когда же человек, нарушив заповедь Божию, согрешил, то Господь сказал: Терния
и волчцы возрастит тебе земля (Быт. III, 18). Вот когда началось
противление. Как воспротивился человек Богу, так же и вся природа стала
противиться - и внутри себя, и человеку. Первый человек нарушил заповедь, -
кстати, эта первая заповедь была заповедью поста: всё ешь, а вот с этого дерева
не ешь. Это был самый легкий пост: только от одного дерева среди рая не
вкушать. Человек нарушил эту заповедь, и теперь чем дальше, тем больше
убеждается, что, наверное, в конце существования человечества, по тому самому
измышлению, каждому можно будет вкушать индивидуально только от одного дерева,
а от всех других - нельзя: от этого - аллергия, от того - диатез, от этого -
еще что-то. И пришли к тому, что, нарушив сначала одну заповедь, потом стали
пожинать последствия этого со всех сторон. Именно это и является в нашей
православной вере воспитательным моментом, возвращающим нас к первоначальному
состоянию: послушание, исполнение заповедей, воздержание. Сей род ничимже
может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. IX, 29). То есть молитва, пост,
воздержание и являются теми средствами, которые нас возвращают в первозданное
состояние.
Святые отцы на Вселенских Соборах
как раз и были такими подвижниками, которые возвращались, насколько это
возможно, каждый - к первозданному состоянию. И Господь открывал им безвестная
и тайная премудрости Своея (Пс. L, 8). И эти премудрости они изрекали на
Вселенских Соборах. Мы по вере воспринимаем то, что Господь им открыл, и этому
веруем и исповедуем в Символе веры. Поэтому Символ веры есть необходимое
условие истинной веры - должно быть ясно изложено, во что человек верует. И это
очень важно. Поэтому, когда говорят: не все ли равно? - нет, выходит, не все
равно.
Да, когда принимаешь эту истину, то
приходится и что-то делать, трудиться над собою. Вот от этого люди и убегают,
не хочется трудиться. И поэтому совсем не возвышенные мотивы у этого множества
верований, а довольно примитивные. Там - не нужно поститься, там - не нужно
стоять, а можно сидеть - опять удобно, там еще чего-то делать не нужно. Одним
словом, чем больше "не нужно" и чем больше "можно", тем
скорее люди и принимают эти верования, изобретаемые падшими духами. Сказано: Царствие
Небесное нудится и нуждницы восхищают е (Мф. XI, 12). То есть нужен труд. В
нашей православной вере этот труд всегда присутствовал, и прежде всего труд над
своей душой, потому здесь и является самый главный подвиг.
Будем стараться трудиться над своей
душой. Будем стараться хранить чистоту веры православной и не уклоняться ни в
какие еретические соблазны. Все, что не в православной Церкви, для нас должно
быть чуждо. Да, где-то есть что-то, что приближается к этому или стремится, но
вся полнота веры - наша православная.
А когда говорят: "Главное - то,
а это - не главное"... Да, главное, пожалуй, - голова и туловище. Ну, руки
- не главное, без руки, даже без двух, люди живут. Без ног тоже живут. И без
пальца, бывает, живут. Но добровольно, по-моему, никто не хочет, чтобы у него
отрезали руки и ноги. Поэтому самим отказываться: то не нужно, это не нужно -
нет, я думаю, нормальный человек этого не будет делать.
И когда говорят: "И так люди
живут, и так" - да, живут. Но нет полноты жизни. А полнота жизни - в
принятии полноты православной веры. Православная вера дает полноту жизни, а все
остальные этого себя лишают.
Пост, строгость воздержания. Сам
себя никогда не заставишь, а с помощью Божией и все вместе можем попоститься.
На самом деле, если не постился, то если разговляться - какая радость? А у нас
эта радость есть, общая радость, и тогда уж, действительно, праздник. Когда
постоишь в церкви да придешь - оценишь, что и сесть-то можно. А уж если лечь -
и подавно хорошо. И уже начинаешь всё ценить. Я уже не говорю о многих других
радостях.
Поэтому будем благодарить Бога, что
Господь святыми отцами открыл, установил и дал нам полноту истинной веры. И
будем стремиться к этой полноте. А что не сможем - ну, грешны, прости, Господи.
А тем, кто этого не имеет, - помоги им, Господи, и исцели. Аминь.
протоиерей
Валериан Кречетов
azbyka.ru
Ответственный за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94