В неделю 15-ю по Пятидесятнице – Мф 22:35–46.
И один из
них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь
в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и
всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая
заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на
сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались
фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему:
Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда
говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов
Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он
сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел
спрашивать Его.
Мерой
любви к ближнему Господь поставляет любовь человека к себе самому. Поэтому,
чтобы выполнить заповедь Спасителя, мы сначала должны понять: как же нам любить
себя самих? На первый взгляд, это просто: делать всё, что хочешь. А если сразу
не получается делать всё, что хочешь, то надо стремиться к созданию условий для
такой жизни. Возможность свободного удовлетворения всех желаний дают деньги.
Следовательно, нужно постараться по возможности быстро заработать много денег,
а потом жить без забот в свое удовольствие. Логично? Еще бы! Именно так строит
или пытается строить свою жизнь большинство наших современников.
Однако
несмотря на всю логичность и естественность такого жизненного плана совесть и
здравый смысл подсказывают нам, что навряд ли Спаситель имел в виду именно
такую любовь к себе. Если бы наша жизнь ограничивалась несколькими десятками
лет, проводимыми на этой земле, тогда, вероятно, ничего лучшего и придумать
было бы нельзя. Но если мы надеемся войти в Царство Небесное – в таком случае,
очевидно, нам придется сместить акценты.
Возлюбить
себя самого – это значит в течение своей земной жизни создать предпосылки для
того, чтобы наша жизнь продлилась в вечности, чтобы и здесь, и там мы были с
Богом. Как это сделать? Об этом – всё Евангелие, об этом – апостольские
послания, об этом – писания святых отцов. А если коротко, то ответ дан в
сегодняшнем чтении: прежде всего нам надлежит возлюбить Бога – возлюбить Его
всем сердцем, всей душой, всем разумением. Если стремление к Богу будет
определяющим началом нашей жизни, если приближение к Богу станет нашей целью, а
удаление от Него будет восприниматься как подобие смерти, – тогда мы поймем, что важно, а что второстепенно, что служит к нашей
пользе, а
что
вредит, где мы проявляем любовь к себе, а где малодушно уступаем своим
страстям.
Если мы
возлюбим Бога всей душой, нам станет ясно, что вернейшее средство приблизиться к
Нему – это отказаться от своей воли и подчинить ее воле Божией. Может быть,
именно в этом заключается если не конечная, то одна из важнейших промежуточных
целей христианской аскезы. Ведь подчиняя свою поврежденную грехом волю
всесовершенной и благой воле Божией, мы ставим в центр собственной жизни не
себя, а Бога, а значит – наносим удар по своей гордыне и самости. Взамен же
получаем благодатную помощь нашего Творца и Спасителя.
Стало
быть, жить, как хочешь – это не любовь к себе, а нечто противоположное.
Собственно, это убеждение давным-давно сформулировано в русской поговорке:
«Живи не как хочется, а как Бог велит». Веления Божьи нам известны, осталось
лишь претворить их в жизнь.
Хорошо,
допустим, мы знаем теперь, как любить себя самого. Но как же нам любить
ближних? Заболел отец – мы говорим: «На всё воля Божья!» – и не двигаемся с
места. Жена говорит: «Милый, мы сто лет не были в кино», а муж отвечает:
«Брось, это всё бесовщина, давай лучше акафист почитаем». Дочка просит: «Мама,
мне новые джинсы нужны», а мама в ответ: «Юбку надень, бесстыдница, и платок не
забудь на голову!». Что-то здесь не так, согласитесь. Но что? Думается, мы
поймем это, если перечитаем слова Спасителя. Первая заповедь: возлюбить Бога.
Вторая – возлюбить ближнего, как самого себя. Действительно ли мы возлюбили
Бога всей душой – или это только мечтания и гордостное превозношение над
ближними? Если мы и впрямь любим Бога, то становимся подобными Ему, становимся
способными к сопереживанию, к терпению, к снисхождению.
Человек,
поистине любящий Бога, будет видеть образ Божий в каждом человеке, будет
стремиться к деятельному служению своему ближнему. Возлюбивший всем сердцем
Бога найдет слова, чтобы подвигнуть ближнего к высотам духа. Тот, для кого Бог
на первом месте, себя ставит на последнее место, а всех остальных – выше себя,
а потому не будет рубить сплеча и поучать свысока, но будет приветлив и светел
со всяким приходящим к нему.
Если же
мы не можем засвидетельствовать о себе, что возлюбили Бога всем сердцем, если
мы не отреклись от этого бренного мира, – тогда и с ближними нам надо быть
попроще и поскромнее. Мы желаем себе здоровья? Так поможем сохранить его и
другим людям. Нам нужен отдых и не оскорбляющие нравственность развлечения? Не
будем отказывать в этом и своим ближним. Может быть, расставшись с цветущей
юностью, мы стали равнодушны к одежде? Но постараемся понять, что не все люди
таковы, как мы, и что в определенном возрасте подобные вещи могут казаться
важнее всего на свете.
С чего же
начать? Возлюбить ли нам Бога или же сосредоточиться на любви к ближним?
Отделить одно от другого невозможно. Наша любовь к Богу должна проявляться
прежде всего в верности Ему, то есть в исполнении Его заповедей – в том числе
заповеди о любви к ближним. Любовь же к людям мы сможем явить на деле, если в
каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего
Спасителя и Бога. А если осмелиться приложить подобное восприятие к самим себе,
мы поймем, с каким трепетом и благоговением мы должны относиться к своей
собственной душе, к своему телу и к своей жизни.
Священник Феодор
Людоговский pravmir.r
Ответственный за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94