суббота, 29 сентября 2012 г.

Православный листок № 191.


О Церкви
В Евангелии Господь Иисус Христос пообещал верующим в Него: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20). На сороковой же день по Своем воскресении Он вознесся на небеса. Однако это не значит, что Его обещание всегда пребывать со Своими учениками осталось невыполненным. Через десять дней после Своего Вознесения и на пятидесятый день после Воскресения — в еврейский праздник Пятидесятницы — Он ниспослал Своего Духа на апостолов, собравшихся вместе в одном доме в Иерусалиме, и таким образом положил начало Своей Церкви. Церковь есть продолжение пребывания Христа на земле и исполнение Его обещания быть всегда среди Своих учеников.

Церковь есть все истинные последователи Христовы, собранные в одно целое. И это одно целое является телом Христовым. Таким образом Церковь есть Богочеловеческий организм.
Христос есть глава этого церковного тела, а истинные Его последователи — его органами. В Церкви человек вступает в непосредственное общение с Христом и принимает участие в Божественной жизни.
Вступление в Церковь осуществляется через Таинства Крещения и Миропомазания. Общение и соединение со Христом осуществляется через Таинство Евхаристии. Таинство Евхаристии — это вкушение от Тела и Крови Иисуса Христа, в которые чудесным образом во время Божественной Литургии прелагаются хлеб и вино.
Вкушающий Тело и Кровь Христовы принимает в себя всего Христа и становится с Ним одним целым. Также он таинственно соединяется с другими последователями Христовыми, которые тоже причащаются Его Тела и Крови. И все вместе Христос и Его ученики через Божественную Евхаристию становятся одним целым и составляют Церковь. Христиане называют друг друга братьями и сестрами потому, что приобщаются одной крови — Крови Христа.
Тот, кто не причащается Крови и Тела Христовых, не принадлежит Церкви и не является учеником Христовым, даже если и верует в Него и признает Его как Бога: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Без участия в Евхаристии невозможно спасение. Без этого недостаточно просто верить в Бога. Обманываются те, кто считает, что в ходить в храм и участвовать в церковных таинствах, главным из которых является Таинство Евхаристии, не обязательно, а достаточно только иметь Бога в душе. Такие люди не могут быть названы христианами, потому что, как некогда сказал один богослов, «христианства нет без Церкви». И как сказал св. Киприан Карфагенский, живший в III веке, «вне Церкви нет спасения». Также еще один святой отец некогда написал: «Кому Церковь не мать, тому Бог — не Отец.»В Символе православной веры, составленном в четвертом веке отцами Первого и Второго Вселенских Соборов, о Церкви сказано: «Верую … во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…»
Отсюда видно, что Церковь едина, как един Христос, и не может быть двух Церквей. На протяжении двух тысяч лет с того времени, когда Христос в день Пятидесятницы основал Свою Церковь, она пребыла неизменно единой и несокрушимой, как и Сам Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).
Правда, многие организации и собрания называют себя «Церковью», однако не являются ею, потому что или не сохранили того учения, которое было передано им апостолами, но исказили его, или возникли в более позднее время и тоже содержат учение, противоречащее апостольскому. На протяжении истории в Церкви возникали лжеучения или ереси, которые противоречили Евангелию и слову апостолов. Тогда те, кто придерживался этих учений и не хотел раскаиваться в этом, осуждались всей Церковью и были отлучаемы от ее Таинств, и прежде всего Таинства Евхаристии. Также бывало, что образовывались так называемые расколы, то есть группы христиан, которые не хотели подчиняться церковной иерархии, и за это тоже отлучались от Церкви, потому что, как пишет Св. Игнатий Богоносец, где епископ, там и Церковь, и без епископа не может быть Церкви.
Для того, чтобы определить, где находится истинная Церковь, необходимо исследовать, имеет ли она непосредственное и непрерывное преемство от апостолов и содержит ли без искажения то учение, которое преподали апостолы. Единой истинной Церковью Христовой, без малейшего искажения сохранившей учение апостолов, является Православная Церковь. Католическая церковь из-за того, что исказила апостольское учение: вместо Христа главой Церкви поставила папу и допустила еще ряд изменений в учении, в середине XI века отпала от истинной Церкви и теперь таковой не является.
В начале XVI века от Католической церкви откололась Протестантская церковь, которая до сегодняшнего дня раздробилась уже на несколько сотен других «церквей», которые еще больше исказили апостольское учение.
Далее в Символе веры сказано, что Церковь свята. Это значит, что в ней всегда пребывает Дух Святой, не зависимо от того, в какие бы грехи не впадали христиане или иерархи. Каким бы грешным священник ни был — те Таинства, которые он совершает — всегда действительны и святы, потому что не он сам своей силой их совершает, но через него они совершаются Христом. Это подобно тому, что каким бы ни был грязным электрический провод — через него всегда будет протекать электрический ток.
Святость Церкви выражается также в ее безошибочности. Могут ошибаться отдельные члены Церкви и даже целые группы верующих, однако вся Церковь ошибаться не может. Она выражает себя на Вселенских Соборах, которых до нашего времени произошло семь. Учение Вселенских Соборов безошибочно, потому что является выражением сознания всей Церкви.
Затем в Символе веры сказано, что Церковь является соборной, то есть она собирает и объединяет в себе всех истинно верующих во Христа и причащающихся Его Тела и Крови.
И наконец в Символе веры Церковь названа апостольской. Это значит, что она без малейшего искажения содержит учение апостолов, а также ее иерархия имеет прямое преемство от апостолов. Это значит, что апостолы некогда рукоположили себе в преемники епископов. Те со временем в свою очередь рукоположили себе преемников. И так эта цепочка рукоположений непрерывно длится до наших дней. Те епископы и священники, которые живут сейчас, имеют преемство от апостолов. Те, кто не имеет такого преемства, не являются истинными епископами и священниками. И церковь, иерархию которой они составляют, не является истинной Церковью Христовой.  

архимандрит Кирилл (Говорун)  kiev-orthodox.org
 Ответственный за выпуск диакон Виктор Александров Тел.5-78-94