О главном
о том, как стать добрым…
Самые простые, самые понятные
и одновременно самые важные истины – правила нередко являются наиболее сложными
для исполнения. Попробуйте, к примеру, стать добрым человеком. Очевидно, что
это хорошо и правильно. И вряд ли найдутся на свете люди, которые бы отвергали
идеал доброты. Но… как мне стать добрым, если я вижу, что я не добр? Для
христианина здесь существует хрестоматийный ответ: соблюди заповеди. Все так.
Но в том и проблема, что евангельские заповеди сразу выявляют во мне неспособность
к их исполнению.
И чем более я стараюсь им
следовать, тем отчетливее понимаю, насколько же я далек от них.
Скажем, Евангелие говорит
просто, понятно и вполне однозначно: какая заслуга, если вы любите любящих вас,
научитесь любить своих врагов (см. Мф 5:43–46). Но про себя я понимаю, что даже
любящих меня не могу любить так, как должно. Возьмем важнейшую заповедь о
почитании родителей. Ее исполнение — некий индикатор человечности и доброты.
Норма, ниже которой опускаться нельзя ни при каких обстоятельствах. Для самых
последних мерзавцев мама — это святое. Но насколько легко эта простая заповедь
исполнима не в теории, а на практике? Особенно в отношении пожилых родителей,
которые не всегда уже быстро соображают, плохо слышат, порой путано выражают
свои мысли… С ужасом обнаруживаешь, что все эти стариковские немощи тебя жутко
раздражают и что ты прилагаешь огромные усилия, чтобы это раздражение не
выпустить наружу. Но все равно выпускаешь, безвольно фиксируя, какой же ты
мерзавец… И как быть с заповедью о любви и почитании родителей?
…И еще одна вечная проблема —
ожидание благодарности за сделанное добро. Или хотя бы за то, что
раздражительность свою сдержал. Ведь все время же ждешь. И обижаешься, когда не
дождался. Даже поговорку придумали: «Не делай добра — не пожнешь зла». Дейл
Карнеги в одной из своих книг, ставших у нас популярными в конце 1980-х годов,
писал: «Иисус Христос за один день исцелил 10 прокаженных — сколько из них
остановилось, чтобы поблагодарить его? Только один. Когда Христос повернулся и
спросил своих учеников: «Где же остальные девять?» — оказалось, что те девять
скрылись. Скрылись, не сказав ни слова благодарности. Позвольте мне задать
вопрос: почему вы или я должны получить большую благодарность за наши небольшие
услуги, чем получил Иисус Христос?» Конечно, Карнеги — не самый большой
авторитет для христианина. Но прислушаться стоит. Важен и сам факт:
американский психолог в качестве аргумента упоминает Христа и евангельский
сюжет. Иными словами, для оценки себя нужен некий критерий, образец, чтобы
сверять по нему поступки, мысли, чувства… Иначе не получится не то что стать
добрым, но даже понять, где ты поступил хорошо, а где плохо.
Критерий — Христос. Кажется,
я начинаю понимать, что имел в виду Достоевский, когда писал Фонвизиной: «Если б кто доказал мне, что Христос вне
истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось
бы оставаться со Христом, нежели со истиной». Оставим в стороне споры о
богословской (не)корректности мысли великого писателя. Но вот когда ты вдруг
начинаешь испытывать сомнения в каких-то аспектах веры (загробная жизнь и
проч.), все они все равно отходят перед вопросом: «А что или кто — вместо
Христа? И как — без Него?»
А никак. И точка.
Владимир
Легойда
www.foma.ru
1 Если я говорю языками человеческими
и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и
всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 3 И
если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет
мне в том никакой пользы. 4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а
сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все
переносит. 8 Любовь никогда не перестает…
( 1Кор. 13,1-8)