Наверное,
одна из самых больших загадок, стоящих перед человеком — как для нас
возможно что-то знать о Боге? Если Бог — Творец мироздания,
то Он находится за пределами познания, и Сущность Его
непостижима. С другой стороны, что-то мы о Боге знаем —
мы к Нему обращаемся, Он открывает нам Себя.
Прячась от славы Божией
Прячась от славы Божией
Как же
возможна эта встреча?
Католическое богословие говорит, что Бог открывается
нам в некоторых тварных подобиях. Например, на горе Фавор
Он является в тварном свете. Его Преображение — это некая
люминесценция, свечение, явление тварное, подобное свету лампочки или звезды.
Православное богословие исповедует различение
в Боге непостижимой Божественной сущности, или природы, с одной
стороны, и Божественных энергий, Его славы, которую человек может постичь
и воспринять. Именно предвечные, нетварные Божественные энергии, именно
этот свет видят апостолы на горе Фавор. Когда пред ними преображается
Христос — изменяется не Он, а их восприятие Его. Именно
поэтому на Фавор восходят не все апостолы, а всего лишь трое
наиболее подготовленных. Хотя трудно и им: на иконе Преображения
Господня мы видим, что они буквально закрывают лица от этого сияния
предвечной Божественной славы.
Свет
и мрак Божества
На иконе Преображения, как и на иконах Вознесения, Успения
и Воскресения, мы видим, что чем ближе ко Христу, тем более
темными становятся краски — вплоть до иссиня-черных тонов. Почему
православные византийские и древнерусские иконописцы отходят
от евангельского текста? Ведь в Евангелии сказано, что при
Преображении Господнем одежды Его блистали как снег, Его осеняет облако —
очевидно, что это белые тона.
Ответ на это недоумение догматический. Темные
тона вокруг Христа символизируют непостижимость Его Божественной сущности. Как
писал Григорий Богослов: «Мы знаем, что Бог есть.
Но мы не знаем, что Он есть».
От Адама
до Паламы
Бог выходит из своей сокрытости
и непостижимости навстречу человеку, открывая Себя ему в Своих
Божественных энергиях — Своей славе. Эту славу видит Моисей на горе
Синай: «задняя Бога». Не сущность, но Его свет. Этим же светом
сияет его лик, когда он сходит к народу, закрываясь платом, ибо свет
этот ослеплял шедший из пустыни в страну обетованную Израиль.
Когда мы слышим о Божественном свете,
мы вспоминаем дивного святого, положившего жизнь на то, чтобы
раскрыть и изъяснить эти истины — святителя Григория Паламу. Если
мы обратимся к его проповедям на Преображение Господне
и знаменитым «Триадам в защиту священнобезмолвствующих»,
в которых он отстаивает различение в Боге непостижимой сущности
и энергий, благодаря которым человек может приобщиться к Его славе,
то мы должны вспомнить и о том, что святитель Григорий Палама
не просто теоретизировал. Он сам имел опыт общения с Богом.
Опыт встречи
Очень важно, что этот опыт богообщения, непрестанной
сердечной молитвы, созерцания нетварного Божественного света мы находим
в текстах ранних отцов, в свидетельствах мучеников, созерцавших
Воскресшего Христа, иными словами, в подвиге многих святых, начиная
от первомученика архидиакона Стефана (он видел Христа одесную Бога Отца,
о чем говорил побивавшим его иудеям) и заканчивая преподобным
Симеоном Новым Богословом и поздневизантийскими Отцами.
Церковь передает этот опыт и в наши дни.
Об этом говорит нам знаменитая беседа преподобного Серафима Саровского
с Мотовиловым «О цели христианской жизни». Мы читаем о нем
в письмах Феофана Затворника и Оптинских старцев,
в жизнеописаниях исповедников и новомучеников Российских.
Из последних канонизированных подвижников можно назвать имена Силуана Афонского
и Симеона Псково-Печерского. Напомню, что о. Симеон был наставником архимандрита
Иоанна (Крестьянкина)
и других псково-печерских старцев.
Человек
и вечность
Именно к этому опыту — не философских
построений, но личной встречи с Богом — нас приобщает Церковь
в день Преображения Господня. В этой встрече оказывается, что Господь
гораздо ближе к нам, чем мы можем вообразить. Прежде всего, само
бытие тварного мира дано Богом. Всему миру — в том числе и нам,
в том числе и бесам, отпавшим когда-то ангелам, — Господь дает
бытие, и это само по себе уже есть действие Его нетварных энергий,
о чем в свое время писал преподобный Иоанн Лествичник
в «Лествице».
Более того, Бог дает человеку и ангелам
не только бытие во времени, но и вечность —
приснобытие, которым тварный мир, вселенная, не наделен. Космос
не войдет в вечность в том состоянии, в котором находится
сейчас. А человек войдет.
Наконец, Бог призывает человека к благой вечности
в богообщении, о чем писали такие святые, как Максим Исповедник
и Иоанн Дамаскин.
Уподобимся
Богу в добре
Вхождение в благую вечность начинается здесь,
во времени. Как оно возможно для нас — людей, далеких от аскезы
и глубокой молитвы? Ответ находим в двадцать пятой главе Евангелия
от Матфея, где мы читаем, что дистанция между нами и Богом равно
расстоянию между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеке. Христос
Сам говорит, что кто подал другому чашу воды — подал Ему, кто поделился
одеждой — поделился с Ним.
Он называет нас Своими братьями и сестрами.
Мы стали родными Богу. Вочеловечившись, Слово Божие воспринимает
и все узы родства, которые связывают все человечество в Адаме
и Еве. Потому-то все, что мы делаем кому-либо, мы делаем Ему
Самому.
Оказывается, мы призваны к тому, чтобы
уподобиться Богу в добре — в этике, в исполнении заповедей.
Через это человек и делается способным к благодатному общению
с Богом, к стяжанию Его нетварных энергий.
Ад не для
людей
Теперь нам становятся понятны слова Христа о том,
что те, кто заботились о ком то, делились с кем то, призваны войти
в Царствие Божие, уготованное им от сложения мира Отцом
Небесным.
В это Царствие мы призваны все. Если
мы там не оказываемся, значит, что мы в собственной свободе
развернули себя против Бога, замкнули себя в собственном эгоизме,
не научились любить. И через это, читаем в том же Евангелии
от Матфея, уподобились бесам и оказались в огне, уготованном для
сатаны и аггелов его. Для человека он не уготован. Человеку там
делать нечего — это бесчеловечное место.
Очевидно, что огонь этот — не физический
и материальный. Это не «угольки», о которых иногда говорят наши
оппоненты атеисты, а муки совести о том, что и рад бы
человек быть с Богом в общении — да не о чем ему
с Богом общаться, не выучил он языка общения с Ним —
языка любви. Потому он и оказывается в запертом изнутри
батискафе, в своей сосущей внутренней пустоте — в мире,
в котором нет места ни для Бога, ни для ближнего.
День Восьмой
Спасение — не в запредельной выси
и не в бесконечной дали. Оно рядом. Об этом святой Патриарх
Константинопольский Фотий говорил так: «В человеке я вижу тайну
богословия». Господь и Бог наш Иисус Христос находятся на расстоянии
вытянутой руки от нас. Проходя путь к ближнему, мы очищаем свое
сердце — и начинаем им видеть Бога. Мы начинаем
воспринимать Его незримое присутствие в нашей душе и нашей жизни.
А если мы делаем следующий шаг —
приходим уже ко Христу в храм и соединяемся с Ним
в Святой Евхаристии, то оказывается, что
в этом Таинстве мы уже в земной жизни начинаем жить жизнью
Царствия Божия, входим в Восьмой день.
Об этом замечательно говорит Григорий Палама:
Божественный свет, созерцаемый в Преображении Господнем — это свет
Восьмого дня. Литургия, Евхаристия и называется Таинством Восьмого дня.
Чудо
Евхаристии
Современный православный богослов, ученик протоиерея
Георгия Флоровского митрополит Иоанн (Зизиулас) пишет, что Евхаристия —
живая икона Царствия Божия, в которой епископ — образ Христа,
священники — образы апостолов, диаконы — образ ангелов,
а миряне — образ народа Божия, того царственного священства, в которое
мы все посвящены в таинстве Миропомазания.
Будучи возведены в это царственное священство,
мы всей Церковью, во главе с епископом или в его физическом
отсутствии, но незримом присутствии в возглавляемой им общине
священнодействуем в непередаваемом чуде Таинства Евхаристии.
По канонам Православной Церкви невозможно совершение Евхаристии одному
священнику, без мирян. В частности, хор поет от лица народа. Потому
что только там, где собраны двое или трое во имя Христово,
Он посреди.
Обновление
Завета
В этом богопредстоянии, священнодействии
мы обновляем Новый Завет со Христом, в который мы вступаем
в Евхаристии, по Его слову: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета… Сие
есть Тело Мое, за вас ломимое».
На Тайной Вечере мы встречаемся с Богом
и что-то о Нем узнаем — не только в нашем внутреннем
усилии, в нашей обращенной к Нему молитве, но и в Его
непостижимой славе, которой мы сами незримо исполняемся, что ощущаем
сердцем: здесь и сейчас начинается наша новая жизнь. Здесь и сейчас
наша попытка исполнять заповеди, наша забота о ближнем делают нас при всей
нашей немощи причастниками Божества. Здесь и сейчас мы не просто
слышим о Преображении Господнем, но и сами преображаемся,
сочетаемся со Христом и вместе с апостолами, насколько можем
вместить, славим Его невыразимую словом человеческим любовь и милость
к нам.
На этом пути навстречу Христу, пострадавшему
за нас на Голгофе и Воскресшему, мы начинаем понимать, что
это все не просто дошедшее до нас древнее благовестие,
но настоящее, растворенное в будущем. У нас, христиан, есть
возможность, входя в радость общения со Христом, уже в земной
жизни стать наследниками жизни вечной и Царствия Божия. Иеромонах Димитрий (Першин) pravmir.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий