Умереть
и воскреснуть
Великим
постом мы приближаемся к главным событиям мировой истории — и главным событиям
нашей жизни. К смерти и воскресению Иисуса Христа. Но почему мы называем те
события главными? И при чем тут собственно каждый из нас лично?
Победа, которой не ждали
Евангельские события разворачиваются под знаком
трагического непонимания — толпа, которая приветствует Христа, противники,
которые хотят Его убить, даже, долгое время, ученики — не понимают, Кто Он
такой и зачем Он пришел. Толпа — и, поначалу, ученики — ожидают осуществления
своих национальных и социальных чаяний, восстановления Царства Израилева,
изгнания ненавистных языческих угнетателей, утверждения царства праведности и
мира. Иисус воспринимается как новый Иуда Маккавей — вождь антиязыческого
восстания, который воссоздал на какое-то время независимый Израиль — только
лучше. Вот сейчас Иисус наконец займется своими прямым делом — восстановлением
Царства Израилю... Вот сейчас Он поведет их на римский гарнизон. Бог вмешается
в историю на стороне Своего народа, возрадуются праведники, когда увидят
отмщение, омоют ноги свои в крови нечестивых...
И грозные слова Господа «Ныне суд миру сему; ныне
князь мира сего изгнан будет вон. (Иоан.12:31)» наверняка воспринимаются его
слушателями в контексте этих ожиданий — да, конечно, суд миру сему, это значит,
с римлянами будет покончено. Но, оказывается, князь мира сего — это вовсе не
римский император. И суд — это вовсе не вооруженное восстание, в котором сыны
света с именем Божьим на устах перережут сынов тьмы. Это что-то прямо
противоположное тому, что ожидалось — Мессия не сокрушит врагов народа Божиего.
Он сам будет предан в руки этих врагов, подвергнут издевательствам и
истязаниям, и наконец, мучительски убит. Господь Иисус
называет именно это судом и победой: «И когда Я вознесен буду от земли, всех
привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
(Иоан.12:32,33)». Иисус побеждает, полностью покоряясь воле Отца — до смерти, и
смерти крестной.
Бог во Христе действительно ведет войну и одерживает
победу. Но это не та война, которая привычна людям — не война за контроль,
ресурсы или территории. Все мироздание, до последнего атома, итак принадлежит
Богу. В некоторых мировоззренческих системах благой Бог ведет изнурительную
битву с равной (или почти равной) ему по могуществу злой силой. Но на самом
деле это не так — Бог абсолютный, неоспоримый владыка мироздания. Сатана, князь
мира сего, — не более чем мятежное творение. За что же идет сражение? За души
людей; за то, чтобы восстановить грешников в их отношениях с Богом и возвратить
их к вечной и блаженной жизни, для которой они и были созданы. Это победа,
которую невозможно одержать насилием; война, цель которой — не истребить
врагов, а обратить их. И Христос одерживает победу — римская империя не будет
уничтожена; она будет обращена. Пройдет три столетия, и сам римский император
преклонит колени перед Распятым. Но главное — это не обращение могучих империй,
а обращение конкретных людей, которых и пришел спасти Христос. Когда грешник
возлагает упование на Спасителя, распятого за его грехи, и обращается от тьмы —
к свету, и от власти сатаны — к Богу, князь мира сего изгоняется вон, и на
небесах наступает великое торжество. Воскресший Христос посылает Апостолов
проповедовать послание примирения — наши грехи искуплены, дверь открыта, нас
зовут домой.
Но это — совсем не та победа, которой от Него ждали.
Люди хотели не победы над грехом и смертью — а чего-то более весомого, грубого
и зримого. Победы над другими людьми, национального и политического торжества.
Через какое-то время явились народные вожди, которые
предложили людям именно то, что они хотели — повели их против римлян. Это
кончилось так, как и предвещал Господь — катастрофой. От великолепных построек
эпохи Ирода Великого не осталось камня на камне. Еще одно восстание, Симона
Бар-Кохбы, которого считали Мессией, кончилось окончательным изгнанием народа
из Святой Земли. Началась долгая и мучительная история рассеяния. Царство
Израиля не только не было восстановлено — оно рухнуло окончательно.
Сегодня между нами и евангельскими событиями лежат
тысячелетия христианской истории, обращение ко Христу народов, о которых
современники Иисуса не имели представления, поколения святых, величественные
соборы, Евангелие, преломившееся неисчислимое число раз в архитектуре, музыке,
живописи, самом языке, христианство, ставшее крупнейшей (по числу
последователей) мировой религией — но евангельская ситуация повторяется вновь и
вновь. Уже не народ древнего Израиля, а другие народы хотят от Христа, чтобы Он
осуществил их чаяния, возвысил их знамена и унизил их врагов. И когда
оказывается, что Христос этого не дает, люди избирают себе других вождей,
которые приходят во имя свое, поклоняются и служат этим вождям — и пожинают
горькие плоды этого.
То же происходит и на уровне отдельных людей — они
ждут от Христа осуществления своих чаяний и устремлений и горько обижаются,
когда оказывается, что, похоже, Он этого не дает. У Него нет державной магии
для того, чтобы гарантировать победы нашего оружия (или, хотя бы, нашей
сборной) ни даже персональной магии, чтобы гарантировать нам здоровье, достаток
и счастье в личной жизни. У Него вообще нет магии. Он предлагает совсем другое
— смерть и воскресение. Его смерть и воскресение — которое Он делает нашим.
Смерть гуру
Мы входим в Его смерть и воскресение в Таинстве
Крещения. Как объясняет Апостол, «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть,
дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в
обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть
соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним,
чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо
умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и
жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает:
смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для
греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для
греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:4-11)»
Пережить обращение ко Христу — не значит добавить к
тому, что уже есть в нашей жизни, какой-то новый (пускай и важный) элемент. Это
значит умереть для старой жизни. Для ее целей, привычек, надежд, страхов,
привязанностей и обязательств. О человеке, который испытывает мучительный стыд
и вину, говорят, что он хотел бы «провалиться сквозь землю». Людям в таком
состоянии хочется умереть. Обращение означает именно это — наше старое «я»
умирает. Крещальная Купель — это гроб, в котором обращенный оставляет свою
старую природу.
Иногда это старое «я» выглядит ужасно — человек
приходит к вере в тюрьме, или на грани гибели от водки или наркотиков, или от
еще каких-то явных и безобразных грехов. Великим постом Церковь вспоминает
святую Марию Египетскую. Это была женщина, которую интересовали в жизни деньги
и удовольствия, и которой не было никакого дела до Бога. Но однажды она как
туристка посетила Иерусалим и, по Божьему промыслу, не смогла войти в Храм
Гроба Господня. Она ужаснулась, и в этот момент в ее жизни что-то произошло —
старая Мария, блудница, умерла навсегда, и воскресла новая — святая, которая
проведет всю свою жизнь в поисках Бога и вечного спасения.
Иногда бывает по-другому — обращение происходит с
вполне уважаемыми и приличными людьми. Один человек не был пьяницей, блудником
или уголовником. Он происходил из хорошей семьи, был высокообразованным и
глубоко религиозным человеком. Перед ним лежала блестящая карьера. Он
пользовался доверием и уважением среди своих сограждан. А потом этот человек
пережил опыт, который описывает как смерть и воскресение — его цели, ценности и
ориентиры в жизни глубоко переменились; он стал ревностным проповедником того
учения, которое раньше ненавидел и всеми силами желал искоренить. Его бывшие
друзья и однокашники прониклись к нему такой лютой ненавистью, что только
вовремя попав под арест, он избежал немедленной смерти от их рук. Звали этого
человека Савл; но после того, как он умер для прежней жизни и воскрес к новой —
Павел. Святой Апостол Павел.
Есть то, что описывается модным словом «идентичность»
— то, как мы воспринимаем себя, то, как нас воспринимают другие, все, что
составляет наше существо. Национальность, социальная группа, к которой мы себя
относим, вероисповедание, пристрастия и предпочтения, сформированные нашим
жизненным опытом, симпатии и антипатии, то, что в наших глазах оправдывает наше
существование. Обратиться ко Христу — значит умереть для своей прежней идентичности
и обрести новую. Как писал Апостол Павел: «обрезанный в восьмой день, из рода
Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности
— гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было
преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради
превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего
отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил.3:5-8)»
Раби Махарадж, индуист высшей касты, потомок религиозных
наставников и сам, какое-то время, почитаемый гуру, так описывает свое
обращение ко Христу:
«Когда [идолы] были свалены в одну большую кучу, мы
подожгли ее и еще долго смотрели, как пламя уничтожает наше прошлое. Маленькие
фигурки, которых мы когда-то боялись и называли богами, скоро стали пеплом...
Трудно было поверить, что я с огромной радостью принимал участие в разрушении
того, во что когда-то фанатично верил. И ведь на самом деле то, чем я жил,
сгорело, перестало существовать — и я благодарил Бога за это. Это была
церемония сожжения меня самого — меня вчерашнего. Я почувствовал, что наступил
конец того человека, которым я был раньше. Это была смерть гуру. .. Прежний
Раби Махараджа умер со Христом, и восстал новый»
В лавке идолов
Становясь христианами, мы проходим через полный отказ
от всего, чем мы были раньше; все наши дорогие идолы отправляются на помойку.
Это не обязательно деревянные фигурки, как у Раби Махараджа — это то, вокруг
чего мы строили нашу жизнь, наши пристрастия, цели и ценности. Все люди
религиозны по отношению к тому, что они ставят в центр своей жизни.
Известный психолог и философ, Эрих Фромм, человек
лично неверущий, писал в своей книге «Психоанализ и религия»: «Нет такого
человека, у которого не было бы религиозной потребности — потребности в системе
ориентации и объекте для служения... Человек может поклоняться животным,
деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому Богу, святому человеку или
вождям с дьявольским обличьем; он может поклоняться предкам, нации, классу или
партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию
разрушительного начала или любви, угнетению или братству людей; она может
содействовать его разуму или приводить разум в состояние паралича; человек
может считать свою систему религиозной, отличающейся от систем светского
характера, но может также думать, что у него нет религии, и интерпретировать
свое служение определенным, предположительно светским, целям — таким, как
власть, деньги или успех, — лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос
не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия...»
Такова наша природа — наша жизнь имеет какой-то центр,
вокруг которого она вращается, сознаем мы это или нет. Человек создан для того,
чтобы поклоняться и служить — даже если некоторые служат, как пишет Апостол,
своему «чреву». Впрочем, многие люди говорят о том, что служить чреву низко и
недостойно — и предлагают более «возвышенных» богов. Политических вождей,
идеологии, движения, которые кажутся их адептам такими благими, что, по их
убеждению, сам Христос, живи Он в наше время, несомненно к ним бы
присоединился.
Как-то в одном документальном фильме я видел лавку
идолов где-то в языческой стране: разные по размеру статуэтки изображали
странно одетых женщин, полулюдей-полуживотных, просто животных, каких-то
совершенно уже фантастических существ — на любой вкус. Мир — это лавка идолов,
в которой есть большой выбор. Поклонники одних идолов ненавидят других, и
полагают, что конфликт между их идолами и соседскими есть самый важный конфликт
в мироздании, в котором вы обязаны занять свою сторону. Не все идолы одинаковы
— некоторые требуют массовых человеческих жертвоприношений, некоторые — обычно
нет. Но пока они занимают центральное место в нашей жизни, это именно идолы —
потому что право на это место имеет только Христос. «Ибо никто из нас не живет
для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем
ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.
Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над
мертвыми и над живыми. (Рим.14:7-9)»
Обращение — это осознание того, что Он — единственный,
у Кого есть право на нашу жизнь. Ни у кого другого — включая нас самих — такого
права нет. Как говорит Апостол, «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами
человеков. (1Кор.7:23)» Все остальные претенденты на нашу абсолютную
преданность — вожди, партии, государства, кто угодно еще — должны быть
отвергнуты.
Более того, мы сами должны отказаться от притязаний на
нашу жизнь. Это бывает особенно трудно сделать — мы живем в культуре, где само
собой разумеется, что «моя жизнь принадлежит мне». Это может казаться законной
реакцией на попытки притащить нас на алтари тех или иных идолов, но это —
неверная реакция. Мы отвергаем идолов не ради себя, а ради Того, кто Один
достоин поклонения. Наша жизнь не принадлежит нам — и сознание этого есть
величайший источник радости и утешения.
Нет ничего более тоскливого и унылого, чем
принадлежать себе; люди, которые полагают, что они вправе распорядиться своей
жизнью, распоряжаются ей из рук вон плохо. Большинство самоубийств совершаются
именно людьми, которые полагают, что их жизнь принадлежит им — чтобы выбросить
ее, если она им надоест. Но человек совершает фундаментально ошибочный выбор не
только когда выбивает у себя из-под ног табуретку; он совершает его раньше,
когда говорит «это моя жизнь». Это пагубная ложь. Мы не сами себя сотворили и
не сами собою живем. У нас нет права распоряжаться своей жизнью. Мы принадлежим
Богу; по Его воле мы принадлежим и людям — нашим близким, друзьям, нашим
сослуживцам, согражданам, всем, кто в нас нуждается. Цель и смысл нашей жизни
определяем не мы, а Он, и пока мы не признаем этого, мы обрекаем себя на
временное и вечное несчастье. Апостол предостерегает Христиан от блуда,
напоминая, что их тела им не принадлежат: «Разве не знаете, что тела ваши суть
члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами
блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею
становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. (1Кор.6:15,16)»
Он не оставляет тут никакой неясности — «Не знаете ли, что тела ваши суть храм
живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
(1Кор.6:19)». Мы не свои; из этого следует подлинная любовь к себе, как из
притязаний за самовластие следует саморазрушение. Статистически, ревностные
прихожане церквей живут дольше — в частности, потому, что они избегают пагубных
привычек. Как я могу курить, когда мои легкие и сердце принадлежат Иисусу
Христу? Как я могу пьянствовать, ведь моя печень принадлежит Иисусу Христу? Как
я могу перебегать на красный свет и безрассудно подвергать мою жизнь опасности,
ведь она не моя, а Его?
У нас в России катастрофически высокий уровень
самоубийств, алкоголизма, автокатастроф и драк, кончающихся увечьями и
убийствами; люди поразительно не ценят жизнь, свою и чужую. Эта эпидемия
самогубства — плод веры в то, что наша жизнь принадлежит нам самим. Обратиться
— значит раскаяться в этом и отдать нашу жизнь тому, кто имеет на нее право:
Господу нашему Иисусу Христу.
Во всех обстоятельствах мы — не заброшены и не
потеряны, мы — посланы. У нас есть миссия, мы находимся здесь с чрезвычайно
важным заданием от нашего Владыки и Повелителя. Именно это определяет наше отношение
ко всему остальному.
В Евангелии есть слова, которые пугают и смущают:
«если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и
детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим
учеником (Лук.14:26)». Ненавидеть в библейском контексте не значит «желать
зла». Это значит «решительно предпочитать одно другому». Но все равно слова
Господа звучат пугающе. Отменяет ли Он обязательства по отношению к нашим
ближним? Нет; Он выстраивает должную иерархию. Христос не может быть одной из
ценностей в нашей жизни, одним из лиц, с которыми нас связывают обязательства.
Он — единственный источник всех ценностей и всех обязательств. Пока другие люди
— родные, друзья, сограждане, кто угодно еще — для нас важнее, чем Он, мы еще
не поняли, что значит быть Его учениками. Вот когда мы это понимаем, Он
отправляет нас к нашей семье и нашей стране — как проводников Его любви и Его
заботы. Как говорит Апостол, «Если же кто о своих и особенно о домашних не
печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (1Тим.5:8)». Тут так же, как с
нашей собственной жизнью — мы начинаем по-настоящему ценить ее и заботиться о
ней, когда понимаем, что она принадлежит Богу. Мы начинаем по-настоящему
серьезно относиться к нашим обязательствам по отношению к семье, стране,
работе, другим людям вообще, когда мы понимаем, что это — часть наших
обязательств по отношению ко Христу.
Обращение — это решение, которое мы принимаем однажды;
радикальный поворот в нашей жизни, передача управления Христу. Но это и процесс
— наши старые привычки будут постоянно вылезать на поверхность, мы будем вновь
и вновь соскальзывать, пытаться жить по-своему, а не по Божьи. Мы будем
нуждаться в благодатной помощи Церкви; но всякий раз мы будем возвращаться к
фундаментальной истине — мы не принадлежим миру сему. Мы не принадлежим себе.
Мы принадлежим Иисусу Христу, как умершие и воскресшие вместе с Ним.
Будущее уже здесь
Нам всем — и всем, кого мы любим — предстоит умереть.
И Господь Иисус сошел, чтобы встретить нас там. Он был мертв — полностью,
по-настоящему мертв, Его тело было трупом. Его сердце больше не билось; случись
там современные врачи, они констатировали бы смерть мозга. Впрочем, и в то
время римские солдаты отлично могли отличить мертвого от полуживого — им самим
грозила смерть, если они упустят осужденного. Они знали, что Он мертв. Знали
это и ученики, и жены-мироносицы, которые пришли помазать тело.
Господа Иисуса накрыла та же необратимость и
неотменимость смерти, которая царствовала над всем человеческим родом со времен
грехопадения. Накрыла, чтобы на Нем кончиться — Он воскрес. Придет день, когда
мы все воскреснем, подобно Ему — и войдем в новое, преображенное мироздание,
где все, земное и небесное, соединится под главою Христом. Это — наше будущее,
но оно уже присутствует в нашей жизни, когда мы обращаемся от старой жизни,
зацикленной на себе самих или ложных богах, к жизни подлинной — в центре
которой находится Христос.
Сергей ХУДИЕВ foma.ru
Ответственный за выпуск
диакон Виктор Александров Тел.5-78-94